Вверх на волне неудачи. 3 правдивые истории о закулисье знаменитых проектов

Неудачи Стива Джобса, провал Джорджа Лукаса, сложности в развитии Starbucks показывают, как важны неудачи на пути к успеху. Статья от ProfArea рассказывает, как использовать провалы для достижения цели.

Вверх на волне неудачи. 3 правдивые истории о закулисье знаменитых проектов

Когда на голову обрушивается неудача, сохранить уверенность в себе и своих идеях непросто. Что если уволили за дело, и ты действительно ничего из себя не представляешь? Что если предложение и впрямь глупое – никто и никогда так не делал, вдруг ты приведешь всех к краху? Что если на самом деле прекрасный проект, который ты придумал, никому, кроме тебя, не нужен – не проще ли заниматься им тихонечко на чердаке, в свободное от работы время? Отказ, язвительные комментарии, недоуменные – или сочувственные, что, пожалуй, еще хуже – взгляды…  А самое главное – сомнения, девятым валом Айвазовского накрывающие все светлые мечты и представления о самом себе и своих замыслах. Как выживать после такого, что делать и кто виноват?

Первый порыв, конечно же, спрятаться, отказаться от безумных амбиций и… ну, не уйти в монастырь, но сменить место работы, а может, и жительства – уехать туда, где никто не знает и начать склеивать разбитую жизнь заново. Учитывая горький опыт и не допуская повторения ошибок. Насколько это разумный план? Ну, с тем, что провести «работу над ошибками» и, по возможности, их не допускать, здравое зерно, конечно, есть. А вот во всем остальном – необязательно. Если бы люди, которые создали блестящие компании, выпустили гремящие на весь мир фильмы и книги, рассуждали также, то не было бы ни компаний, ни фильмов, ни книг. Ничего.

Чашечку кофе?

Говард Шульц родился в одном из домов для малоимущих семей в Бруклине. Семья едва-едва сводила концы с концами, любая травма или смена работы (которые у его отца случались постоянно) вызывали ужас перед подступающим голодом. Говард начал работать в двенадцать лет, мальчишкой-газетчиком. Потом пошел в кафе, потом – в магазин меховых изделий. Он сумел получить высшее образование и нашел себе очень достойную работу – закончив бакалавриат Северного Мичиганского университета, стал менеджером по продажам в компании Xerox. Следующий шаг по карьерной лестнице – переход в представительство шведской компании Hamamaplast, специализировавшейся на бытовой технике. Именно работая там, он свел знакомство с отцами-основателями Starbucks и влюбился в маленький кофейный магазинчик.

Шульцу понадобился год упорных звонков, прежде чем он сумел получить работу в компании, которая так глубоко запала ему в душу. Создатели маленькой сети магазинов в Сиэтле не хотели расширять дело – им вполне хватало популярности у местной публики, которая точно знала, что может получить здесь великолепного качества кофе и бесплатный мастер-класс по его приготовлению. Шульц же горел идеей сделать из Starbacks нечто более масштабное. В итоге его чаяния увенчались успехом – он получил место директора по маркетингу и потихоньку начал наращивать обороты. Кстати, ради возможности работать на фирме мечты, он пошел на сокращение зарплаты ни много ни мало в два раза.

Нетрудно догадаться, что на этом испытания Говарда Шульца не завершились. Когда он решил привнести в Starbacks домашнюю и шебутную атмосферу итальянских кофеен, учредители компании встали на дыбы – они были убеждены, что это полностью убьет всю идею их магазинов, продававших высококлассный кофе для приятного времяпрепровождения в кругу семьи. Шульц не смог убедить их в обратном – и он ушел. Правда, с владельцами Starbacks остался в теплых отношениях, они даже одолжили ему часть денег на открытие собственной кофейни в итальянском стиле, она называлась “Il Giornale”.

Прошел год, и Говард узнал, что хозяева продают Starbacks – разросшееся детище оказалось для них слишком громоздким в управлении. Стоит ли говорить, что он немедленно влез в новые долги, чтобы все-таки реализовать компанию своей мечты именно такой, какой она ему виделась. Шульц выплатил 4 миллиона долларов и обещал открыть в течение пяти лет 150 новых кофеен – он открыл их, и не только их. Во что в итоге вылился его проект, знают все любители кофе. Впрочем, даже те, кто не является приверженцем этого напитка, наверняка, сразу узнают знаменитую зеленую русалку, красующуюся на логотипе компании. Неудачи продолжали успешно двигать вперед неукротимого предпринимателя: когда Starbacks потерпел неудачу при выходе на азиатский рынок (у него возникли проблемы в Китае и Тайване), в ассортименте появилась еда, чтобы соответствовать потребностям привыкших запивать ее клиентов. Когда компания начала терять посетителей на волне всеобщей увлеченности здоровым образом жизни, среди позиций меню появился кофе на обезжиренном молоке. Если присмотреться повнимательнее, каждый отказ, каждая неудача давали толчок к очередному витку развития компании. И кто бы знал о Starbacks, если бы его руководителю не хватило настойчивости и решимости идти вперед в тот год, когда он снова и снова пытался получить место в компании?

Цитаты на подумать от Говарда Шульца:

«Неудачнику, ставшему победителем, не сочувствуют».

«Если вы говорите, что у вас никогда не было шанса, возможно, вы им просто не воспользовались».

Да пребудет с вами Сила!

Первый фильм Джорджа Лукаса обернулся полным провалом. Антиутопия «THX 1138» не нашла ни малейшего отклика у зрителя, в отличие от второй картины культового режиссера. Нет, не той, о которой вы подумали. Вполне реалистичная картина о молодых людях, ровесниках Лукаса, называлась «Американское граффити», она номинировалась на пять Оскаров и дала создателю «Звездных войн» средства, благодаря которым он смог снимать то, что ему нравилось, так, как он хотел.

Дело в том, что Лукас страшно разочаровался в Голливуде еще на этапе обучения в киношколе – подготовка документального фильма по «Золоту Маккены» убило его романтическое восхищение «фабрикой грез» наповал. С учетом того, что неудачный «THX 1138» был перемонтирован на “Warner Brothers” буквально перед показом и без ведома режиссера, любви к необходимости сотрудничать со студиями ему это не добавило. Но и обойти этот рабочий момент, подвизаясь в киноиндустрии, не получалось. Первый удачный фильм и заработанные на нем деньги, во всяком случае, дали Лукасу некоторую площадку для разбега. И он принялся за «Звездные войны».

Первый год работы вылился в дюжину страниц текста, обещавшего историю о некоем "Мэйсе Уинду, преподобном Джедай-бенде, родственнике Исиби Си-Джи Тейпа, ученика великого Джедая". К тому виду, в котором мы знаем вселенную «одной далекой галактики» и ее героев, Лукас приводил сценарий еще три года, после чего начались мучения по реализации фильма.

Не ладилось буквально все. Съемочная группа не воспринимала фильм всерьез, актеры не слишком напрягались, Харрисон Форд изводил режиссера издевательскими комментариями по поводу текста. Лукас ухитрился подхватить инфекцию, из-за которой у него болели ступни. Отвечавшая за спецэффекты команда студии ILM, проработав год, истратила миллион долларов и при этом, по признанию самого Лукаса, «не сделала ни одного эффектного кадра». Жена Марша, которая, как надеялся создатель «Звездных войн», должна была сделать «вульгарно-претенциозный» монтаж фильма чем-то достойным, еле успев смонтировать предварительный вариант картины, укатила в Лос-Анджелес, заявив, что ей гораздо интереснее работать с Мартином Скорцезе – он как раз снимал «Нью-Йорк, Нью-Йорк».

Предварительный показ с незаконченными спецэффектами друзьям-режиссерам, как гласит история, тоже обернулся катастрофой. Коппола назвал фильм «детским бредом», Брайан де Пальма ругался на абракадабру, которую несут персонажи, Скорцезе и Фридкин были в недоумении. Единственный, кто сумел хоть как-то спрогнозировать дальнейшую судьбу «Звездных войн», был Спилберг, пророчески заметивший: «Мужик, это будут смотреть».

Несмотря ни на что, издерганный, находящийся на грани нервного срыва Лукас, на каждом новом неудачном этапе ухитрялся совершать очередной шаг к показу (в успех которого он практически не верил). Джон Дайкстра, супервайзер ILM, в конце концов, придумал систему аппаратуры, позволившую снимать динамику взаимодействия космических кораблей. Марша закончила работу со Скорцезе, успев вернуться аккурат к финальному монтажу фильма. В урочный час «Звездные войны» вышли на экраны – и уже через три месяца принесли создателю свыше 100 миллионов долларов. Что было дальше, вряд ли имеет смысл рассказывать – даже тем, кто не смотрят фильмы знаменитого Lukasfilm, не нужно объяснять, какую роль вселенная «Звездных войн» сыграла в истории кинематографа. И да, Джордж Лукас наконец-то полностью избавился от необходимости взаимодействовать с кинематографическими студиями Голливуда. Он попросту создал свою собственную, где смог организовать все по своему разумению.

Цитаты на подумать от Джорджа Лукаса:

«Чем старше я становлюсь, тем менее серьезно я отношусь к критике».

«Часто правда, за которую ты так цепляешься, зависит, главным образом, от твоей точки зрения!»

Уроки Кремниевой долины

Имя Стива Джобса давно воспринимается как нарицательное – своего рода понятие, означающее одновременно успех, творческий прорыв, дерзость и верность собственным идеям. При этом человек, подаривший нам Макбук, Айфон, Pixar и не счесть, сколько еще развлекательных и полезных вещей, прямым текстом называл неудачу будущим успехом.

Он потратил десять лет на то, чтобы возвести мощную корпорацию Apple, выпустил один из самых успешных своих продуктов, и потерял все. Джобса выгнали из им же созданной компании, что само по себе звучит дико. Если бы на этом он опустил руки и сдался, не было бы ни Pixar, ни iPhone, ни собственно Стива Джобса, каким мы его знаем. Однако простая мысль «я по-прежнему люблю то, чем занимаюсь» помогла ему удержаться на плаву, создать новую компанию, вновь добиться успеха и триумфально вернуться туда, откуда его еще совсем недавно выгнали, публично и унизительно.

На фоне этого меркнут все списки коммерчески неудачных изобретений Джобса, вроде проигравшего конкурентам по ценовой политике Apple Lisa или не доведенной до ума, и в результате, слишком медленной системы Mac OS X 10.0. Списками «неудач Стива Джобса» интернет буквально пестрит, и не потому, что лучший способ самоутверждения – погавкать на слона. Эти списки прекрасно подтверждают озвученный выше тезис самого Джобса о пути к успеху по ступенькам неудач. Действительно, успешный человек отличается от неуспешного не тем, что у него все получается, но тем, что он по-другому реагирует, когда не получается. Делает выводы и идет дальше.

Цитаты на подумать от Стива Джобса:

«Не позволяйте шуму чужих мнений заглушать ваш внутренний голос. И, самое важное, — имейте смелость следовать своему сердцу и интуиции».

«Если вы боитесь неудачи, вы ничего не добьётесь».

Если вы как раз сейчас оказались в ситуации, когда предыдущие планы пошли прахом и куда двигаться дальше, непонятно, это не повод отказываться от мечты. Это повод собраться, поставить цель, построить план и пойти вперед. К следующей неудаче, а за ней – к следующей. И так до тех пор, пока не достигнете успеха.

А если не знаете, с чего начать, воспользуйтесь нашим инструментом планирования карьеры в личном кабинете или посоветуйтесь с профессионалом, заказав карьерный коучинг.

5 (2)
Ещё статьи и услуги по теме