Управление персоналом: основы управления, система, методы и стратегии

Управление персоналом - это ценное искусство, ведь грамотный руководитель может с помощью четко продуманной системы значительно повысить эффективность работы сотрудников. В комплекс мер по управлению персоналом входит множество инструментов.

Управление персоналом: система, методы и стратегии

Конечно же, управление персоналом осуществляется на разных уровня. Некоторые функции выполняют собственники компании, генеральный директор, исполнительный директор, технический директор.

Помимо этого, в большинстве случаев в компании есть HR-менеджер - специалист по человеческим ресурсам (human resources), который разрабатывают стратегию управления персоналом, применимую для персонала в данной конкретной организации.

Современные компании уже давно отошли от концепции, актуальной на постсоветском пространстве в 90-е и 2000-е, когда управление персоналом осуществляло некое лицо, раздающее приказы из своего кабинета, а их невыполнение каралось строгими мерами вплоть до увольнения - и неважно, насколько абсурдными они были. Сегодня управление персоналом - это ценное искусство, ведь грамотный руководитель может с помощью четко продуманной системы значительно повысить эффективность работы сотрудников.

Статегия управление персоналом 

В комплекс мер по управлению персоналом входят также такие пункты, как:

  • Организационное развитие и кадровое планирование;
  • Найм и прием новых сотрудников;
  • Система адаптации персонала на новом рабочем месте;
  • Система обучения и мотивации персонала - как материальной, так и нематериальной;
  • Система оценки и аттестации персонала
  • Управление карьерой сотрудников
  • Корпоративная культура, а также многое другое.

Грамотный руководитель или HR-менеджер всегда многозадачен, он должен хорошо понимать, что происходит в компании. Среди методов управления персоналом, можно отметить следующее:

  • экономические (сюда входит все, что касается затрат и прибыли, в том числе - расчет заработных плат, премий и другой материальной мотивации);
  • организационно-распорядительные;
  • социально-психологические.
  • Хорошо, если эти методы разделены между разными функционерами в компании, особенно хорошо, если этим занимается полноценный HR-department.

Стили управления: какими они бывают?

Все мы слышали об авторитарных и демократических лидерах, но хотелось бы несколько расширить этот список. Итак, стили управления:

  • Директивный. В данном случае, осуществляется серьезный контроль деятельности подчиненных, сотрудники должны немедленно подчиняться. Это может быть эффективно в кризисных ситуациях, но на постоянной основе такой стиль управления точно не работает.
  • Авторитарный. Руководитель здесь “строгий, но справедливый”. Лидер должен быть беспрекословным авторитетом, такой стиль подходит только тогда, когда вы работаете со специалистами низкой квалификации.
  • Партнерский. Руководитель здесь скорее друг, в компании царит атмосфера дружбы и взаимопонимания. В кризисной ситуации такой стиль не подойдет, но в долгосрочной перспективе и в небольших компаниях, это прекрасно работает.
  • Демократический стиль отлично подходит тогда, когда вы сотрудничаете со специалистами высокой квалификации и они способны самостоятельно организовывать свою работу. Каждый здесь вносит свой вклад в общее дело.
  • Коучинговый стиль. Основан на постоянном обучении сотрудников, развивающем менеджменте.

 

4 (2)
Ещё статьи и услуги по теме