Условно мотивацию персонала можно разделить на две категории - материальную и нематериальную. При построении систем мотивации стоит вспомнить знаменитую пирамиду А. Маслоу, в основе которой лежат физиологические потребности, затем - потребности в безопасности, затем - социальные, далее - потребности в самовыражении и любви. Таким образом, в первую очередь, стоит подумать о материальной мотивации, куда, безусловно, входит конкурентная заработная плата. При условии получения заработной платы ниже рынка, сотрудники в вашей компании надолго не задержатся, ведь смогут найти компанию, которая предложит больше, а следовательно - более эффективно “закроет” физиологические потребности и частично - потребности в безопасности. Помимо этого, в материальную мотивацию входят премии, когда сотрудник показывает наиболее эффективную работу и достигает определенных целей. Обязательно привязывайте качество выполнения работы и сроки к системе мотивации. По факту, к материальной мотивации можно отнести все затраты компании на сотрудника: он может их получать лично (в виде премий и заработных плат), а может - в виде разнообразных “плюшек”, хорошо организованных корпоративов, качественно оборудованного рабочего места, бесплатного кофе, обедов, медицинской страховки и другого.
К нематериальной мотивации можно отнести предоставление отгулов по необходимости, награждение лучших сотрудников корпоративными наградами, публичные выражения благодарности, содействие в продвижении по карьерной лестнице, похвала, готовность помочь, человеческое отношение. Конечно же, без материальной мотивации все это будет действовать довольно слабенько, но без нематериальной мотивации и материальная будет не столь эффективна. Именно поэтому грамотные руководители стараются использовать все способы.
Грамотная организация системы мотивации персонала: как осуществить?
Обычно эта задача лежит на плечах топ-менеджмента или HR-отдела. Для организации системы необходимо определить измеряемые показатели эффективности для каждого подразделения и сотрудника, размер поощрения за выполнение работы качественно и в срок, либо же за перевыполнение установить оптимальное соотношение переменной (премиальной) и основной зарплатной части. Нематериальная мотивация определяется в соответствии с корпоративной культурой компании. Естественно, всем сотрудникам должны быть предоставлены максимально удобные и безопасные условия работы, поработайте над соцпакетом: например, над тем, чтобы в компании была медицинская страховка, частично или полностью компенсируйте для сотрудников походы в тренажерный зал или бассейн, или предложите им сформировать свой индивидуальный пакет “система кафетерий”. Конечно же, система мотивации во многом выстраивается исходя из бюджета компании, мы прекрасно понимаем, что далеко не каждое предприятие может финансировать личного массажиста каждому сотруднику. Но программа “более минимума”, по возможности - как можно больше, должна быть выполнена, это пойдет исключительно на благо всей компании и эффективности работы каждого сотрудника.