Профессия медиатор: альтернативное урегулирование трудовых споров

Практика медиации предполагает альтернативное урегулирование трудовых споров

Профессия медиатор: урегулирование трудовых споров

«Ребята, давайте жить дружно!»

Практика медиации предполагает альтернативное урегулирование споров (с участием третьей нейтральной стороны) и давно стала привычной за рубежом, у нас же только начинает развиваться. И толчком послужило принятие закона о медиации. Сама ситуация в области трудовых отношений заметно меняется – подход к условиям труда становится гораздо более гибким, системы мотивации сейчас намного разнообразнее, чем пару десятилетий назад, да и в целом все уже поняли, что для повышения эффективности сотрудника необходимо создать ему соответствующие условия.

Приняв во внимание, что психологическое состояние и настроение сотрудника напрямую влияет на его результаты, работодатели стараются обеспечить ему комфортную среду: кто-то создаёт уютные лаунж-зоны для отдыха, кто-то даёт возможность посещать фитнес-центр, кто-то устраивает грандиозный корпоратив. Управление кадровыми рисками постепенно выходит на новый уровень. Однако никакие ухищрения не помогут, если в коллективе сложилась нездоровая атмосфера. Трудовые споры способны уничтожить любые хорошие впечатления от места работы, свести на нет добрую половину результатов труда и в конечном итоге вылиться в серьёзные финансовые потери (это не говоря о моральном ущербе, который наносится буквально всем участникам конфликта).

Проблема в том, что единожды ввязавшись в спор, люди уже не могут здраво рассуждать о происходящем – они видят только нанесённые им обиды, «неадекватное поведение» оппонента и несправедливость ситуации в целом. При этом зачастую истоки конфликта лежат в непонимании и неумении услышать друг друга. И здесь на помощь придёт медиатор – специалист, задача которого заключается в том, чтобы создать условия для примирения сторон. Так при ссоре двух друзей их может помирить третий, объективно оценивающий картину со стороны.

Практика медиации позволяет находить конструктивные способы выхода из неприятных ситуаций. А сколько их может возникнуть даже в самом маленьком трудовом коллективе! Если уж в семье не избежать споров и обид, то что говорить о фирме, где «в одной упряжке» оказывается множество людей с самыми разными интересами и жизненными позициями, представлениями о том, как и что нужно делать.

Когда понадобилось разработать корпоративный сайт, в рабочую группу вошли дизайнер, программист и оптимизатор. Планировали управиться за месяц… Однако когда дошло до дела, выяснилось что всё не так просто – дизайнер «креативил» сайт, состоящий из одних картинок, оптимизатор в ответ бился в истерике и требовал вставить как можно больше текстов. Программисту было всё равно – у него недавно родилась дочка, и он работал из дома, всё время отвлекаясь на малышку.

В итоге, процесс затянулся на восемь месяцев, конфликт неудержимо набирал силу.  Искать новых исполнителей не было времени, и руководитель проекта решил обратиться к медиатору. Тот взял на себя труд выслушать каждого, а потом собрать всех вместе и объяснить, почему на сайте непременно должен быть текст и почему картинки, нарисованные дизайнером, при программировании ни в коем случае не должны расползаться относительно друг друга… Работа над сайтом завершилась в рекордные сроки, а работники подружились и следующие проекты выполняли уже не в пример быстрее и эфффективнее.

Особенно часто конфликты возникают там, где речь идёт о деньгах. И здесь услуги медиатора актуальны, как нигде – чем начинать долгое, затратное и выматывающее душу разбирательство в суде, лучше как следует проанализировать ситуацию и пойти на компромисс.

Фотограф издательства в самый разгар работы над ответственным заказом отказался отдать уже сделанные фотографии и к тому же «зажал» дорогую технику. Заявив, что его услуги стоят гораздо дороже, он поставил издателя в очень сложное положение – клиент прослышал о ситуации, вполовину урезал бюджет проекта и пригрозил вообще отозвать заказ, если он не будет исполнен в надлежащие сроки. Возмущённый своим работником, издатель уже готов был нанимать людей, которые бы разобрались с ним по-свойски, но тут ему посоветовали обратиться к медиатору.

После подробного анализа ситуации и диагностики конфликта, а также переговоров и с одним, и с другим, нанятый специалист предложил несколько компромиссных решений, которые утроили и ту, и другую сторону. Для издателя важнее всего было выполнение обязательств перед заказчиком, поэтому он согласился заплатить фотографу определённую сумму. Тот, в свою очередь, снизил свои требования, узнав о реальном бюджете проекта. Что самое смешное, в итоге выяснилось, что в издательстве его работой были очень довольны, и даже подумывали повысить оплату или выдать премию… Ситуация разрешилась ко всеобщему удовольствию, заказ был выполнен качественно и в срок.

Ситуация «начальник – подчинённый» может стать проблемной не только при решении финансовых вопросов. Пренебрежительное отношение сотрудника к требованиям руководства, грубость того или другого, унизительные «промывания мозгов» или прямое унижение вызванного «на ковёр» несчастного – всё это может привести к лавинообразно развивающейся конфликтной ситуации. И если вовремя не остановить этот процесс, он может вылиться в любую неприятность – сотрудник начнёт саботировать поручения начальства, а то и заниматься прямым вредительством, а руководитель будет шантажировать подчинённого невыплатой премии или увольнением.

Кстати, «прессовать» может не только вышестоящее начальство, это можно наблюдать и со стороны коллег. Понятие «моббинг» – травля на работе – давно вошло в обиход. Увы, иногда достаточно неосторожного слова или неудачной шутки, чтобы рабочая команда ушла в затяжной конфликт, вместо ударного труда, самозабвенно предаваясь выяснению отношений.

Большую роль в развитии конфликта играет человеческий фактор – разные ценности, мотивы, убеждения и просто темперамент не сошедшихся во мнениях людей может раздуть любую мелочь до размеров слона. Самое обидное, что разумно оценить ситуацию находящиеся в запале люди уже не в состоянии. Поэтому от медиатора требуется недюжинное ораторское искусство и аналитический склад ума – он должен быстро разобраться в потоке противоречивой информации и быть в состоянии убедить участников спора прислушаться к чужому мнению.

При этом медиатор – это не психолог, ведь при конфликте на работе нужна не терапия, а взаимовыгодное соглашение. Хотя, конечно, умение чутко улавливать смену настроения оппонентов и быстро реагировать на это трудовому посреднику необходимо. Также, как и умение управлять дискуссией и направлять её в нужное русло.

Чем более искренне медиатор интересуется взаимными претензиями конфликтующих, чем больше он заинтересован в том, чтобы унять накал страстей и найти такой выход из ситуации, который был бы выгоден всем, тем больше у него шансов на успех. В конечном итоге, задача медиатора – предложить разные возможности выхода из неприятной ситуации и создать максимально благоприятные условия для переговоров и поиска компромисса.

При этом трудовой посредник никому не навязывает своё мнение – его советы носят чисто рекомендательный характер. Но в том и состоит задача медиатора, чтобы показать каждому участнику спора его прямую выгоду от примирения. Медиация – это когда непримиримое противостояние, где каждый стремится к победе любой ценой, волшебным образом оборачивается ситуацией «победила дружба», когда все остаются в выигрыше. В итоге оппоненты сами вырабатывают условия соглашения, которые без какого-либо принуждения выполняют – это их решение, и они сами его приняли.

Между прочим, за рубежом медиация – очень распространённая и востребованная профессия, и трудовые посредники, как правило, специализируются по направлениям. У нас до этого пока ещё далеко, но тем не менее, люди уже понимают, что работа – это «проект долговременный», и выход из конфликта куда продуктивнее, чем судебное разбирательство, которое, по сути, конфликт только усугубляет. Да и поиск нового сотрудника – весьма накладное предприятие, по возможности, лучше наладить взаимопонимание и конструктивный диалог со старым, проверенным и осведомлённым обо всех процессах в компании, сохранение своего сотрудника, это по сути, та же оптимизация расходов на персонал. Так что и у нас эта профессия выглядит весьма перспективной.

Как же стать специалистом-примирителем? Для этого не требуется диплом юриста или психолога. Достаточно иметь высшее образование и пройти курс обучения по программе подготовки медиаторов, определённой Правительством РФ. Есть, правда, возрастные ограничения – на профессиональной основе работать медиатором можно только с 25 лет. Но это вполне оправданно, так как данная профессия требует зрелости, жизненного и профессионального опыта.

Если вас заинтересовала эта профессия, самое время проверить, насколько она вам подходит. В этом вам помогут наши специалисты и программа «профориентация». Если вас интересует выбор профессии, бесплатно пройдите диагностику на нашем сайте, а потом вы определитесь, нужен ли вам карьерный коучинг или можно сразу приступать к поиску работы.

Марат Авдыев, Ольга Ладыгина

 

4 (3)
Ещё статьи и услуги по теме