Повышение квалификации, выбираем тренинг

Как выбрать тренинг, чтобы повысить квалификацию и успешно построить карьеру. Ловушки и подсказки, как их обойти.

Ученье – свет. Как правильно выбрать тренинг

Практически все «гуру эффективности» в один голос твердят о необходимости постоянного образования, повышения квалификации, освоения все новых и новых навыков. И в общем-то, это верно. Как говорила Черная королева попавшей в Зазеркалье Алисе, чтобы остаться на месте, необходимо бежать, а чтобы попасть куда-нибудь еще, нужно бежать в два раза быстрее. Вроде бы, все просто – всевозможных курсов, тренингов, вебинаров море разливанное, что в интернете, что оффлайн. Просто выбери нужный тебе и… вот тут-то и начинаются сложности. А как выбрать? И что именно?

Сертификаты Тамары можно было со спокойной душой использовать в качестве обоев – хватило бы на всю ее трехкомнатную квартиру. Она планировала уйти с опостылевшей работы, надоело быть «офисным планктоном», хотелось чего-то другого. Попробовать себя в качестве руководителя отдела или вообще открыть свою фирму, например. Или стать успешным фрилансером. Или заняться инфобизнесом – очень популярная в наше время тема. Дело стопорилось, потому что все время не хватало какого-нибудь нужного навыка – надо было научиться селф-брендингу, созданию сайтов, тонкостям написания продающих текстов, тайм-менеджменту, конечно, потому что успеть все на фоне восьмичасового рабочего дня и ежедневно требующего свой законный ужин мужа было затруднительно… И Тамара училась. В процессе обучения, как правило, выяснялось, что нужно уметь что-то еще – ну, или нанимать специалиста, но на что нанимать-то? Пожалуй, пора пройти курсы по финансовому мышлению, чтобы повысить свое благосостояние… Вся эта катавасия продолжалась уже пять лет, силы и вера в себя таяли, количество сертификатов росло, навыков – тоже, кажется. В последнем Тамара была не уверена – вроде, училась, но по факту мало что менялось. Однажды уставшая от режима «белки в колесе» Тамара пошла в гости к своему любимому дяде, которого навещала до безобразия редко, и рассказала ему о своих надеждах и чаяниях, разбивающихся о собственную некомпетентность. Дядя улыбнулся на манер Чеширского кота и спросил: «А куда ты хочешь попасть?» Однозначного ответа у Тамары не было.

Сто двадцать тысяч курсов

Зачастую бесконечные метания с одного курса-тренинга на другой не имеют ни малейшего отношения к повышению квалификации и стремлению качественно поменять жизнь. Наш мозг не любит неизвестности, любое новое начинание – это выход из зоны комфорта, которому он яростно противится. Поэтому начинается активная работа мыслей-диверсантов, закинутых в сознание не желающей никаких перемен подкоркой. «Ты не знаешь, не умеешь, надо сначала наработать компетентность в выбранном вопросе». «Если ты полезешь в сферу, о которой не имеешь ни малейшего представления, у тебя ничего не выйдет, только людей насмешишь, научись сначала». «Твои знания недостаточны, чтобы начать действовать – в теории-то все легко, но что ты будешь делать, когда начнутся реальные проблемы? Нужно подстелить соломку, выяснить, какие на пути встретятся подводные камни, узнать, как с этим разбирались профессионалы». «И вообще, погоди ты на передовую лезть, давай еще чуть-чуть поучимся, это же гораздо приятнее и безопаснее». Страх потерпеть неудачу, потерять крепко зажатую в руках синицу, оказаться в смешном положении, умереть с голоду – целый букет, завязанный ленточкой с надписью «не лезь в воду, не зная броду», успешно тормозит любые начинания. Процесс обучения никак нельзя приравнять к бездействию, а потому собственно шаги по изменению своей жизни можно оттягивать практически до бесконечности.

«Выбери одну конкретную цель, – искушал Тамару дядя, прищурив хитрый глаз. – Либо фриланс, либо собственные онлайн-курсы (по какой, кстати, теме?), либо смена места работы на ту, где тебе будет интересно и комфортно». Разочаровывать любимого родственника не хотелось, поэтому пришлось делать выбор. Уходить в «свободное плавание», положа руку на сердце, было все же слишком страшно. Поэтому Тамара выбрала третий, самый безопасный вариант. Тем более, что у нее была на примете компания мечты, где она хотела занять совершенно определенную позицию, там как раз открылась вакансия руководителя отдела интернет-маркетинга. Только вот навыков не хватало. «Каких именно навыков?» – спросил неумолимый Чеширский кот. Тамара задумалась.

Отсеять ненужное

После того, как сформулирована конкретная цель, нужно максимально четко определиться с тем, как к ней идти. Не стоит учиться «маркетингу вообще», если на желанной позиции основной задачей будет продвижение продукта в соцсетях. Если уже есть успешный навык продаж, ни к чему заканчивать дополнительный тренинг по НЛП или SPIN технологиям, лучше потратить время на доскональное изучение особенностей продукта, которым славится компания, или на оптимизацию работы в Exel (нет, это не дико звучит – написание отчетов никто не отменял, а знание «горячих клавиш» и умение пользоваться панелью быстрого доступа могут сэкономить до получаса времени в день). Выбор зависит и от того, нужны ли новые навыки и компетенции, чтобы придать себе веса в глазах начальства или чтобы повысить собственную эффективность. Важный момент: полученные знания необходимо тут же внедрять в жизнь, прямо в процессе обучения отрабатывая и «присваивая» необходимые умения, доводя их до автоматизма.

Тамара всерьез задумалась над тем, что именно необходимо, чтобы претендовать на желаемую позицию. Знания принципов SEO-оптимизации у нее были, опыт работы в контекстной рекламе тоже и вполне успешный, выстраивать воронки продаж доводилось. Заметно проседала сфера SMM, как-то так получилось, что соцсетями Тамара не увлекалась, а компания относилась к сфере красоты и делала особый упор на продвижение в Инстаграме. Вывод напрашивался сам собой – надо было только найти подходящий тренинг. «А как, кстати, ты планируешь его выбирать?» – между делом поинтересовался дядя и ехидно добавил: «Гуру», обещающих научить, как вывести в топ свой аккаунт, пруд пруди, а реальных результатов добиваются очень немногие». Тамара снова задумалась, не донеся до рта чашку кофе.

Выбрать лучшее

Громкие лозунги и безапелляционные обещания немедленно научить, как стать самым-самым далеко не всегда имеют под собой реальную основу. В конце концов, многие из тех, кто начинает вести эти курсы, сами только-только закончили нечто аналогичное, где их тренировали «заявлять о себе» и «не врать, но подавать себя с выгодной стороны». Действительно, однодневный тренинг, проводимый уважаемой заграничной компанией, дает полное право заявить об обучении в этой компании, не уточняя, как долго сие обучение длилось. А случайно забредшая на огонек ассистентка офис-менеджера из крупной фирмы – это прекрасный повод указать саму фирму в числе своих клиентов. Как же разобраться, где ложь, а где правда?

Прежде всего, стоит поинтересоваться личными достижениями самого тренера. Причем не его словами об этих достижениях, а объективными данными. Если речь о том же Инстаграме, насколько популярен его собственный аккаунт? Ах, там тридцать тысяч подписчиков, и по сотне лайков под постами? А комментариев и вовсе раз-два и обчелся? Стоит задуматься – накрутки вряд ли позволят добиться реальных результатов в продажах через Инстаграм, а начальство успешных компаний, как правило, заинтересовано в ответе на конкретный вопрос: «Сколько покупателей пришло к нам через этот канал?»

Кроме того, можно полюбопытствовать официальными данными, касающимися фирмы тренера – если это серьезная контора со значительными доходами, определенная информация о ней, конечно же, будет в открытом доступе. Кроме фирмы, можно «пробить» и самого ведущего курсов, особенно интересно может получиться, если задать в поисковой строке не только его имя, но и слова вроде «мошенничество», «разводилово», «лохотрон». Обманутые «учащиеся» нередко делятся своим горьким опытом во всемирной сети хотя бы для того, чтобы помешать горе-коучам и дальше зарабатывать на доверчивых охотниках за знаниями.

Помимо «магистра» стоит «пробить» в интернете и его восторженных почитателей, оставляющих бесконечные хвалебные отзывы. Для начала не худо убедиться в том, что они – реальные люди, а не боты и не старательно созданные самим тренером миражи. А с людьми неплохо связаться, чтобы уточнить их впечатления от курса. В личной переписке станет понятно, вынес ли ученик «мастера» из занятий какие-то практические знания или просто получил заряд бодрости и хорошо провел время. Стоит ли говорить о том, что если он не может внятно объяснить, чем именно ему так уж понравились курсы, возникает большой вопрос, действительно ли он их посещал.

Далее переходим собственно к курсам. Обратите внимание на то, что именно вам обещают. Слишком громкие лозунги, гарантии привести к успеху любого за две недели, агрессивная манера в духе «кто у меня не учился, тот лох и неудачник» выглядят не слишком убедительно. Действительно успешным специалистам, у которых есть чему поучиться, обычно не нужно загонять людей к себе на курсы метлой и криками. Просмотрите программу курса – новичку подойдет один вариант, человеку, которому нужно повышение квалификации – совершенно другой. Если вместо программы вам выдают очередную агитку в стиле «научим всех и всему», это тоже повод задуматься, а нужно ли вам туда.

Самый лучший способ определиться, насколько лично вам подходит семинар у того или иного тренера, это прослушать какие-нибудь его бесплатные тренинги. Он не предлагает никакого бесплатного контента? А как же воронка продаж, «разогрев холодного клиента», демонстрация своей компетентности, в конце концов? Кроме того, все люди разные, и лучше всего обучаться у того, с кем вы находитесь «на одной волне», выяснять же, насколько ваши «волны» резонируют, лучше до того, как вы выложили кругленькую сумму. Успешные и эффективные тренеры, как правило, выкладывают промо-видео или подкасты, статьи, а то и книги по своей теме в бесплатный доступ. Если ничего этого нет, громкие лозунги «самого-самого» специалиста, который зазывает к себе на семинар, опять же, начинают вызывать сомнения.

Тамара, кстати, в итоге нашла подходящий себе вариант повышения квалификации, прошла выбранный семинар и наконец-то сдвинулась с мертвой точки – добрый дядюшка регулярно звонил и уточнял, каковы ее успехи, пока она не отправила-таки резюме в компанию своей мечты. Ее пригласили на собеседование, которое Тамара успешно прошла, так что сейчас она с удовольствием работает на новом месте, коллектив ей нравится, задачи стоят интересные, да и зарплата значительно выше. Правда, она опять выбирает, какие бы курсы послушать – идея параллельно с основной работой начать собственный инфобизнес по-прежнему ее занимает. Возможно, через полгода-год учиться будут уже у нее!

5 (1)
Ещё статьи и услуги по теме