Перспективные профессии. Эх, дороги…

В наше время высоких технологий транспорт выглядит многообещающей отраслью. Скорость жизни и мобильность человечества постоянно растет, и задачи, стоящие перед специалистами, интересны: искусственный интеллект, проектирование аэромобилей, "умные дороги".

Перспективные профессии. Эх, дороги…

На первый взгляд, работа в сфере транспорта совершенно не кажется ни увлекательной, ни романтичной, ни хоть сколько-нибудь творческой. Однако впечатление это обманчиво. В наше время высоких технологий транспорт – это уже не столько про «крепче за баранку держись, шофер», сколько про искусственный интеллект, проектирование аэромобилей, конструирование «умных» дорог и т.п. А поскольку скорость жизни и мобильность человечества постоянно растет, то сама отрасль выглядит весьма многообещающей – без транспорта в наши дни уже никак не обойтись, и то ли еще будет.

Немного статистики:

Уже на 2016 год на долю машиностроения приходилось от 30 до 50% всех промышленных производств:

  • В Германии 52,6%
  • В Японии 51,5%
  • В Англии 39,6%
  • В Италии 36,4%
  • В Китае 35,2%

Россия, надо сказать, по этому показателю несколько отстает – у нас он составил всего 20%, но он неуклонно растет. В развитых же странах ситуация такова, что каждые восемь-десять лет отрасль полностью обновляется технически – финансы вполне это позволяют. И увлекательных задач в сфере транспорта появляется все больше и больше.

По данным Markets and Markets, доля рынка к 2025 году значительно вырастет:

  • В США автомобильный рынок, по прогнозам, скакнет с оборота в 22,52 миллиарда долларов до 30,17
  • Линейка электрического транспорта с 2018 до 2025 года предположительно вырастет с 218 129 единиц до 479 027
  • Соответственно и продажи электротранспорта тоже увеличатся, предрекают, что аж до 10,79 миллионов единиц товара в 2025 (при том, что на 2018 они составляют всего 1,50 миллион). Основные игроки на этом рынке на данный момент – Tesla в США, Nissan Motor Corporation в Японии, BYD в Китае, а также две немецкие компании – BMW и Volkswagen
  • Вырастет и доля гибридных автомобилей (в них двигатель внутреннего сгорания совмещен с электрическим) – с 4169 тысяч в 2018 году до 7 593 тысяч к 2015.

Совершенно очевидно, что возможностей самореализации в этом секторе предостаточно, причем радуют не только перспективы развития, но также и разнообразие специализаций.

Техника на грани фантастики

Чтобы определиться со сферой приложения своих талантов, стоит для начала прикинуть, в каком именно направлении идет развитие транспортной отрасли в целом. А направлений тут немало, так что что выбрать есть из чего.

Прежде всего, по всей видимости, в ближайший десяток лет изрядно изменится система общественного транспорта. Логика тут проста: расширение сети дорог никак не помогает в конечном итоге избавляться от пробок, поскольку стоит лишь чуть разгрузить существующие трассы, как население радостно кидается покупать себе новые машины и возвращает ситуацию к исходному уровню. При этом количество дорог невозможно увеличивать до бесконечности – например, в Лос-Анджелесе они уже занимают 35% города. Добавим к этому 32% площади, которая ушла на парковки, и на собственно пригодное для жизни пространство остается всего 33%. Если же предоставить людям добираться из точки А в точку В общественным транспортом, идущим по выделенным маршрутам и безо всяких пробок, нетрудно предугадать, какой вариант они выберут.

И здесь – подлинное раздолье для изобретателей и любителей научной фантастики, а точнее, тех, кто затаив дыхание наблюдает за ее воплощением в жизнь. Скажем, уже сейчас тестируют пассажирские капсулы SkyTran, которые летают на магнитных подушках со скоростью 240 км/ч. Другой интересный вариант (который тоже уже проходит испытания в пустыне Невада и калифорнийском Хоторне, это детище Илона Маска Hyperloop – «летающий» поезд, который по первоначальной задумке должен был перемещаться засчет «воздушных подушек», но возможно, конечный проект будет изменен в пользу магнитной левитации. Знаете, какова проектная скорость чудо-поезда? 1220 километров в час. Уже хочется прикоснуться к мечте?

Почитатели искусственного интеллекта и компьютерных технологий вполне могут подумать о разработке беспилотного транспорта. Нет, это не предложение пофантазировать на тему счастливого будущего. Прототипы беспилотных автомобилей для густонаселенных городов на данный момент разрабатывают 19 автомобильных концернов, детище совместного производства Lyft и General Motors в этом году должно пройти испытания в условиях реального уличного движения. Ну, а поскольку беспилотники должны быть подключены ко всемирной сети, вариантов карьеры в этой области множество – от Big Data и облачных технологий до собственно разработки искусственного интеллекта.

С учетом медленно, но все же растущей экологической сознательности, разработка не загрязняющего среду топлива, электромобилей и машин на водородном топливе, «умных» дорог с интеллектуальным освещением и цифровыми датчиками, разводящими автомобили по разным маршрутам, чтобы избежать пробок, а заодно заряжающие едущие по трассе электрокары благодаря особому покрытию… Нет-нет, это тоже не мечты о далеком будущем. Эксперименты подобного рода уже проводятся в Гамбурге, Великобритании и Южной Корее.

Корейцы в каком-то отношении вообще «впереди планеты всей». В городе Сонгдо, который известен как «первый умный город Земли», каждый человек имеет смарт-карту, которая подскажет ему, когда подойдет автобус (до остановки идти не дальше 400 м) и позволит оплатить проезд. Кстати, если человек решит проехаться на велосипеде, это и вовсе обойдется ему бесплатно – прокат двухколесного транспорта ничего не стоит, а велодорожки позволяют добраться практически куда угодно. В перспективе – приложение, которое позволит выбирать попутчиков в маршрутке с помощью «лайков», пересчитать пройденные пешком километры в баллы, которые можно будет потом использовать для оплаты того же общественного транспорта и т.п. Почему бы не принять участие в разработке такой программы?

Словом, транспортная сфера выглядит куда увлекательнее и перспективнее, чем ей предписано общественными стереотипами («будешь плохо учиться –никуда тебя не возьмут, пойдешь в водители или на автозавод работать!») И самое главное, что работу мечты в этой отрасли можно найти практически вне зависимости от склонностей – здесь есть место и «творцам», и «технарям», и «программерам»…

Кем быть?

Главное, определиться в том, что хочется. А там уж нужная профессия найдется – любитель рисовать машинки вполне может обрести работу мечты как промышленный дизайнер, а человек, увлеченный химическими экспериментами, заняться разработкой инновационных видов топлива или высокотехнологичной обшивки для поездов. Вот только несколько способов успешно построить свою карьеру.

Инженер по безопасности транспортной сети

Предсказать возможные угрозы – от технологических до информационных – только одна из задач этого специалиста. Нужно будет еще и разработать адекватный способ обеспечить противодействие этим угрозам, причем работать с целостной транспортной системой, включающей буквально все способы перемещения людей в нужных им направлениях.

Пока эта профессия считается профессией будущего, однако ее актуальность уже не вызывает сомнений и ряд вузов предлагает специализацию, которая позволит выполнять именно такую работу. Например, Самарский государственный университет путей сообщения предлагает программу «Транспортная безопасность», ЮУрГУ в Челябинске – бакалавриат по специализации «Региональный и городской транспортный комплекс», а несколько вузов (в том числе, в Санкт-Петербурге и Хабаровске) бакалавриат «Информационная безопасность автоматизированных систем на транспорте». Чтобы поступить, помимо русского языка и математики нужно будет сдать ЕГЭ по физике, либо информатике, в зависимости от выбора программы. Любая из них может послужить базовой для карьеры инженера по безопасности транспортной сети, а уж с чем именно будет связана работа – с проектированием «умных» дорог, комфортабельных транспортных систем в целом или компьютерных приложений, отвечающих за безопасность тех, кто вышел из дома и направился все равно куда, – дело личного выбора.

Среди личных компетенций, необходимых для построения успешной карьеры, – системное мышление, умение работать с людьми и управлять проектами, мультиязычность и мультикультурность, способность работать в условиях неопределенности.

Смежные профессии, в которых также можно сделать карьеру человеку с таким образованием и компетенциями:

  • специалист по безопасности распределенных компьютерных систем (а зачем, собственно, ограничиваться компьютерной безопасностью только лишь транспорта – вредоносные программно-технические и информационные воздействия возможны везде, где задействовано программное обеспечение)
  • проектировщик интермодальных транспортных узлов (здесь надо будет рассчитывать количество потенциальных грузов и пассажиров, которые будут «пересаживаться» с одного вида транспорта на другой, прикидывать стабильность и надежность проекта и его перспективы)
  • разработчик интеллектуальных систем управления динамической диспетчеризацией (а кто сказал, что транспорт ограничивается только наземными путями – перспективы развития беспилотной и малой авиации весьма радужные, глядишь, не сегодня-завтра аэротакси станет обычной практикой)

Инженер-конструктор автомобилей

Собственно, здесь все просто – задача в том, чтобы «сочинять» новые автомобили, готовить конструкторскую документацию, тестировать новый аппарат, дорабатывать его в случае каких-то проколов и сопровождать при запуске в серийное производство, если все пошло хорошо. Помимо интереса к техническим наукам в их прикладном аспекте, нужно будет хорошо владеть компьютерной техникой и разработкой программ, а также понимать, как устроено производство и уметь им управлять. Почему бы не придумать автомобиль будущего, тем более что оно так близко?

Смежные профессии, в которых также можно сделать карьеру человеку с таким образованием и компетенциями:

  • инженер по содержанию и ремонту автомобильных дорог (пора менять покрытия на композитные, которые куда экологичнее, и вообще потихоньку приближать наши дороги к идеалу; здесь очень важно уметь работать с людьми и управлять ими, успешно координируя деятельность разных команд и структур)
  • проектировщик дирижаблей (нет, это не про прошлый век, а опять же-таки про будущее: по прогнозам после 2020 года именно этот воздушный транспорт станет весьма популярным и для пассажирских перевозок, и для воздушного патрулирования, и для тушения лесных пожаров, и т.д., и т.п. Правда, чтобы переквалифицироваться на специалиста по дирижаблям, не худо бы сначала получить базовое образование в области самолетостроения или вертолетостроения)

Строитель «умных» дорог

Это профессия на стыке строительства, компьютерных технологий и инновационных технологий. И она уже существует, поскольку первые «умные» дороги начинают свое существование. Здесь нужно будет освоить множество нюансов – от разнообразного адаптивного дорожного покрытия до дорожных знаков с радиочастотной идентификацией; от приложений, координирующих движение беспилотных автомобилей, до систем наблюдения и особенностей «заправки» электромобилей и машин на водородных двигателях. Непростая профессия, но до чего увлекательная!

Понятно, что этим изобилие специальностей, связанных с транспортом, далеко не исчерпывается. Можно рисовать футуристические модели беспилотных дирижаблей (учитывая особенности аэродинамики и комфорт пассажиров); можно изобретать новые материалы для того, чтобы автобусы будущего стали более безопасными и экологичными; можно «разводить» грузовой и пассажирский транспорт по разным линиям, чтобы они не мешали друг другу; можно составить конкуренцию Илону Маску и придумать совершенно новый вид перемещения в пространстве… Задач в этой области со временем не уменьшится, станет только больше, так что без работы остаться вряд ли грозит.

Если же изобилие вариантов смущает, можно определить, к чему есть склонность именно у вас и построить свой личный план карьерного развития. Для этого достаточно войти в личный кабинет и воспользоваться инструментом планирования карьеры. Или обратитесь к профессионалам – закажите карьерный коучинг.