Профессия маркетолога: какие квалификационные требования к кандидатам

Профессия маркетолога: квалификационные требования

Если окинуть взглядом подборку вакансий на позицию «маркетолог», впору запутаться, больно разными кажутся навыки и задачи, которые ставят перед потенциальным сотрудником работодатели. Одним нужен аналитик-экономист, способный разработать стратегию, определить ценовую политику и заранее просчитать количество продаж. Другим – специалист, способный организовать постоянный поток информации о продукте и обеспечить компанию изрядным количеством лояльных клиентов. Третьим – опытный рекламщик, который будет не только разбираться в различных рекламных носителях, но и успешно продвигать продукт или услугу...

И немудрено, область маркетинга стремительно развивается, среди ключевых специализаций – менеджер по продукту, бренд менеджер, менеджер цифрового маркетинга, менеджер по маркетинговым коммуникациям, менеджер по связям с общественностью и другие.

Мы остановимся на справедливых для большинства из перечисленных выше позиций требованиях, а кроме того попробуем разобраться, почему возникает такой разброс?

Понимание рынка – прежде всего

Для начала вспомним, что само название профессии происходит от слова “market” – «рынок». Отсюда и всё разнообразие задач, ведь по сути, этот специалист должен знать все тонкости, касающиеся рынка и перспектив его развития, с этим и связаны профессиональные навыки или компетенции, которых от него ожидают.

Поскольку ситуация на рынке очень подвижная и постоянно меняется, вопросы аналитики выходят на первый план. Серьёзный маркетолог должен хорошо понимать, как собирать информацию о поведении и предпочтениях людей; уметь разбираться в том, что влияет на решение о покупке, и с достаточной уверенностью прогнозировать, куда ветер подует в следующий момент. Специалисты уверяют, что одной логики и умения анализировать тут недостаточно – нужна ещё и интуиция (или “чутьё”), чтобы подсказать, какое именно решение может быстро вознести компанию на пик продаж. Но необходимости иметь серьёзную базу этот факт не отменяет – настоящий маркетолог всегда знает, как нужно сегментировать рынок, проводить исследования выбранного сегмента и определять, что именно нужно потребителю.

При этом нельзя забывать о конкурентах – знание и понимание рынка включает в себя, помимо всего прочего, близкое знакомство с их деятельностью. Маркетолог обязан быть в курсе, кто вместе с ним делит рыночную площадку, в чём сила и слабость «соперников». Умение отстраиваться от конкурентов – один из важнейших навыков маркетолога, и для того, чтобы построить грамотную стратегию, нужно хорошо представлять себе и потребителя, и конкурента, и ещё желательно тонкости их взаимодействия. Тогда можно слабые стороны обернуть себе на пользу, а сильные – позаимствовать.

Кстати, о стратегии. Понимание, что это такое, очень важно в профессии – именно маркетолог как специалист по рыночным отношениям разрабатывает стратегию вывода товара на рынок и его продвижения. Опираясь на полученные данные, он решает, как использовать маркетинговые инструменты для того, чтобы максимально эффективно организовать своему «детищу» коммерческий успех. И прогнозирует в цифрах, как, когда и засчёт чего этот успех будет достигнут – стоит ли говорить, что в случае неудачи, ответственность за провал в значительной степени ляжет именно на маркетолога.

Итого получается, что он выполняет следующие задачи – анализирует ситуацию, при необходимости предлагает запустить в производство новый продукт, максимально соответствующий потребностям потенциальных клиентов, или внести изменения в существующий товар (да, организация производства тоже отчасти лежит на плечах маркетолога!). После этого нужно наладить сбыт свежевыпущенных товаров – это тоже его дело. И на каждом этапе придётся опосредованно управлять людьми, вовлечёнными в процесс, и контролировать, насколько эффективно идёт дело.

Понимание клиента – ключ ко всему

Для того чтобы выполнить свои задачи, маркетолог должен очень хорошо понимать нужды и потребности клиента. При этом учитывать, что ситуация на рынке меняется очень быстро, предложение зачастую превышает спрос, а информационная атака, ведущаяся со всех сторон и изрядно утомившая среднего потребителя, мешает привлечь его внимание.

Лучший способ преуспеть на рынке – это очень хорошо разбираться в том, какие проблемы мучают потенциального клиента, на какие вопросы он ищет ответ и как можно облегчить его жизнь. Именно отличное знание своего клиента поможет маркетологу понять, какой именно товар вызовет ажиотаж, как именно нужно этот товар оформлять, доставлять покупателю, какие сервисы потребуются для его сопровождения.

Кроме того, знание психологии и потребностей клиента подскажут, какими каналами пользоваться, чтобы лучше всего донести до него информацию о новом (или улучшениях в старом) продукте. Причём речь здесь идёт не только о таких распространённых приёмах, как рекламные ролики на телевидении или растяжки на загородных автотрассах. Сейчас необходимы гораздо более тонкие настройки – в ход идёт так называемый эмоциональный маркетинг, апеллирующий не только к логике, но и к чувствам потенциального покупателя. Если маркетолог знает, какие цвета, звуки и запахи создадут соответствующее настроение у потребителя, ему будет гораздо проще справляться с поставленными задачами.

Плюс ко всему, не худо ориентироваться в том, как именно воспринимает наш мозг те или иные сигналы – это поможет эффективнее использовать приёмы нейромаркетинга. Умение закодировать в рекламном изображении, слогане или видеоролике послание, побуждающее клиента к покупке, значительно повышает шанс добиться необходимых результатов.

Понимание инструментария – «наше всё»

Первая группа инструментов маркетолога связана непосредственно с товаром, который он продвигает на рынок. Современная товарная политика предполагает, что выпускать стоит только то, что действительно очень нужно потребителю. И уже исходя из этого выбирать, над каким продуктом имеет смысл трудиться, расширять ли ассортимент, какие критерии качества закладывать при производстве. Потом идёт работа с торговой маркой, с оформлением конечного продукта (это его внешний вид и упаковка). К товару же относятся и вспомогательные услуги – сервис, гарантийное обслуживание, а также всё, что делает процесс покупки лёгким и приятным.

Вторая группа инструментов напрямую связана с деньгами. Прежде всего, это ценообразование. Но одним определением цены дело не ограничивается. Маркетолог продумывает систему скидок, акций, бонусов – словом, всё, что связано с повышением привлекательности товара на рынке. Он разрабатывает ценовую стратегию, которая должна сделать проект привлекательным, продаваемым и максимально эффективным.

Дальше на очереди так называемая «сбытовая политика» – то есть, решение о том, где именно нужно продавать товар. Доставлять в офис? Распространять через магазины? Продумать партнёрскую программу с дистрибьютерами в разных городах? Продавать через интернет?

Ну, и наконец, самая известная и в определённом смысле ключевая группа – это всё, что связано с продвижением продукции «в народ». Сюда, для начала, относится PR-деятельность (участие в выставках, общение с представителями СМИ, проведение тематических мероприятий). Потом, конечно же, реклама – баннеры, видеоролики, ознакомительные брошюры, «холодные звонки», и т.д., и т.п. Ещё – присутствие компании и продвигаемого товара в интернете (сайт, группы в социальных сетях, контекстная реклама и всё такое).

По поводу последнего момента имеет смысл оговориться особо – сейчас чрезвычайно популярна профессия интернет-маркетолога. Он делает всё то же самое, что и обычный маркетолог, но действует в сети (именно там он получает информацию о состоянии рынка, потребностях клиента, там «раскручивает» продукцию фирмы). Но эта профессия требует дополнительных специфических знаний и навыков – например, понимание того, как именно продвигать сайт в поисковиках, как работать со статистикой Яндекса и Google, какие виды интернет-рекламы наиболее действенны и почему, нужно ли создавать страничку в социальных сетях и как именно её раскручивать.

В одной статье, увы, не расскажешь детально обо всех нюансах и особенностях профессии. И конечно же, разные фирмы будут предъявлять к маркетологу несколько различные квалификационные требования, в зависимости от своей специфики и текущих задач. Но каким бы направлениям и концепциям маркетинга не отдавалось предпочтение в компании,  от вас будут ожидать, что вы умеете анализировать, хорошо знаете особенности исследуемого рынка, способны гибко реагировать на изменения в его конъюнктуре и творчески подходить к поставленным задачам. Не забывайте, что результаты вашей деятельности будут выражаться в конкретных финансовых показателях – как бы хорошо вы ни писали статьи и как бы великолепно ни делали презентации, если они не приведут к повышению продаж, ваша работа вряд ли устроит руководство, даже если вы будете проводить на ней дни и ночи.

Если вам кажется, что было бы интересно попробовать себя на этом поприще, но вы не уверены, сможете ли справиться со всем разнообразием задач, приглашаем пройти наш бесплатный тест по профориентации – он поможет вам узнать свои сильные и слабые стороны и определиться, подойдёт ли вам профессия маркетолога.

1 (8)
Ещё статьи и услуги по теме