Как сделать карьеру юриста

Как сделать карьеру юриста. Ответы от руководителя юридической службы «Ренна-Холдинг»

Ludmila-Gubanova

Людмила Губанова – заместитель генерального директора по юридическим и административным вопросам в ЗАО  «Ренна-Холдинг» – встречает меня на лестнице, чтобы проводить в переговорную. На стенах висят фотографии симпатичных коров, по углам стоят шкафы с яркими упаковками, которые заставляют меня судорожно задуматься о необходимости срочно докупить йогуртов, и ещё молока, и мороженого тоже… Я задумчиво рассматриваю эргономичную мебель и красочные картины сочных тонов, перевожу глаза на Людмилу и мгновенно подпадаю под обаяние и магнетизм этой энергичной и позитивной женщины. Как только моя собеседница начинает рассказывать о своей жизни, из головы вылетают и йогурты, и картины – ощущение такое, словно я погрузилась в один из романов Юрия Полякова.

Людмила начала свою карьеру ещё при Советском Союзе инспектором по начислению пенсий в отделе социального обеспечения г. Тюмени, потом стояла у истоков создания и становления налоговой службы в Ямало-Ненецком автономном  округе, а в 1998 году (год дефолта) переехала в Москву и в одночасье, как и многие другие тогда в России, потеряла  свои сбережения, которые предназначалось для покупки жилья в Москве.  Людмила умудрилась правовым путём добиться возвращения  банком утраченных денег. Потом она работала на  АООТ «Бусиновский мясоперерабатывающий комбинат» начальником отдела персонала и юридического отдела, была заместителем генерального директора ОАО «Гостиничный комплекс «Шереметьево-2», более двенадцати лет руководила юридической службой одного из крупнейших в России импортёров  алкогольной продукции – компании  ООО «БРАВО-Д». Калейдоскоп сфер попросту завораживает – становится понятным, что этот человек умеет преодолевать трудности, постоянно учится, движется вперёд и развивается.

Вопрос 1.  Как Вы встретились со своей работой – сразу, по воле случая или в результате долгого поиска?

Людмила: Чуть ли не с пятнадцати лет я юрист – именно тогда я стала обучаться этой профессии. Ещё в школе я решила, какая работа лучше всего для меня – тогда шёл один сериал, в котором образ серьёзного и уважаемого человека, адвоката, мне очень запомнился. Это и предопределило в дальнейшем выбор профессии.

Но в СССР стать юристом было не так-то просто – для поступления в институт требовалось не менее двух лет трудового стажа после окончания школы. Правда, был ещё один путь, более короткий – поступить после восьмого класса в юридический техникум, три года отучиться и окончить его с «красным дипломом», чтобы получить направление для поступления  в институт. Юридических техникумов было в СССР всего шесть.  Я выбрала г. Армавир – поближе к дому, и сдала экзамены. Передать невозможно, как я ждала письмо-уведомление о зачислении в техникум, каждый день заглядывала в почтовый ящик. И конечно, письмо пришло именно тогда, когда я была занята – его мне принёс мой папа. Как же я была счастлива и прыгала от  радости!

Я тогда поступила при огромном конкурсе (более 6 человек на одно место), а далее  судьба мне ещё раз  улыбнулась, и я, закончив с отличием техникум, получила заветное направление для поступления в институт. Я подала документы в Свердловский юридический институт им. Руденко – один из четырёх существовавших на тот момент в России юридических вузов – и параллельно начала работать по специальности в  г. Тюмени, куда попала по  государственному распределению.

Нагрузка была очень большая, работа тяжёлая. А я ещё училась – и чтобы сдавать зачёты с экзаменами, я ездила на сессии из Тюмени в Свердловск. Как-то сразу карьера начала складываться – быстро из инспектора по начислению пенсий доросла до старшего инспектора по проверке правильности их начисления. Отработав один год, приняла участие в Тюменском областном конкурсе «Лучший по профессии» и заняла второе место среди работников сферы социального обеспечения.

А по окончании института в 1988 году я уже была полноценным дипломированным юристом со всеми вытекающими последствиями, а главное – с опытом работы. Вышла замуж и уехала с мужем в г. Ноябрьск Тюменской области на Крайнем севере, родила дочь и вышла на своё первое место работы в новом для меня городе – в налоговую инспекцию г. Ноябрьска. На тот момент в Ямало-Ненецком округе я была единственным юристом в налоговых органах, и со всех налоговых инспекций округа ко мне обращались с вопросами и проблемами, которые приходилось решать впервые, поскольку сама налоговая служба была новой структурой, и налоговое законодательство тоже только формировалось.

Кстати, адвокатом я-таки стала, как и мечтала в школе. Но этот опыт мне не понравился. У нас не бывает таких семейных адвокатов, которых показывали в сериалах, в России адвокат – это человек, который  чаще всего защищает преступников или людей, оступившихся в жизни и попавших в беду. То есть, адвокат больше нужен, когда речь идёт об уголовных делах, а это мне было совсем не интересно. И в итоге, хотя у меня был статус адвоката, я решила, что работать в этой области не хочу – уголовные дела никогда меня не интересовали, да и посещения мест лишения свободы, КПЗ и т. п. никак не добавляют положительных эмоций в жизни. Тем не менее, моя мечта сбылась.

Вопрос 2. Какое место в Вашей жизни занимает работа?

Людмила: Я ею буквально живу – за свою жизнь успела поработать в самых разных отраслях, постоянно учусь, и мне это нравится. Что любопытно, мне никогда не приходилось искать работу – каждое последующее место работы находило меня само  через приглашения поработать от бывших сослуживцев. Да и сейчас – вроде бы уже пенсионер, но в пятьдесят лет сменила работу и опять новый виток в жизни, новые эмоции и новый опыт. Я бы сказала, что мои интересы и выбор профессии полностью совпали.

Что же до обучения – в нашей профессии учиться приходится постоянно, поскольку законодательство постоянно обновляется и изменяется. Некогда полученные знания – базис – дают возможность всегда идти в правильном направлении и быть в курсе всех новшеств применительно к сфере профессиональной деятельности и профилю компании.

Вопрос 3. С какой музыкой Вы бы сравнили свою работу?

Людмила: С музыкой Бетховена. У него очень разная музыка – есть спокойная, есть взрывная… Похожа на жизнь – то тихо, то штормит. Его музыка величественная, всеобъемлющая и какая-то такая, что трогает любого человека – Бетховена можно любить или не любить, но равнодушных к его музыке  нет.

Вопрос 4.  Если бы вы искали себе преемника, на что  Вы бы обращали внимание?

Людмила: Для меня прежде всего важны человеческие качества. Юристу мало иметь профессиональный потенциал, он должен уметь строить отношения с коллегами,  вести диалог, убеждать. А ещё – сделать так, чтобы ему доверяли как профессионалу.

Второе, на что я непременно бы обратила внимание – это есть ли у него качества, необходимые для руководителя. Далеко не все понимают, как организовать работу таким образом, чтобы получить желаемый результат, и есть много юристов, которые являясь хорошими профессионалами, никогда не смогут выполнять административные функции. Они прекрасные исполнители, но руководителями быть не могут, скоординировать деятельность других не сумеют. Руководитель же отличается тем, что умеет мыслить глобально, стратегически, может правильно поставить задачу и организовать её выполнение.

Вопрос 5.  Что раздражает в Вашей работе, утомляет? Что даёт силы двигаться дальше?

Людмила: Иногда расстраивает отношение к тому, что ты делаешь. Зачастую люди не понимают, в чём заключается роль юриста. Например, многие считают, что абсолютно все вопросы по договору – это в юридическую службу. А ведь на самом деле договор сначала должны посмотреть все службы, начиная от исполнителя, которому предстоит воплощать его в жизнь и работать непосредственно со второй стороной. Финансисты должны оценить, насколько этот договор выгоден и нужно ли вообще его заключать – может, имеет смысл провести мониторинг и получить аналогичные услуги за меньшую цену. А уже после того, как все прочие службы договор прокомментировали, на базе их замечаний юрист добавляет свои и составляет протокол разногласий. К сожалению, у нас получается так, что мало кто умеет работать с договором, а читать его вообще никто не хочет, и в итоге за всех приходится работать юристу.

Ещё раздражает то, что некоторые относятся к бухгалтерской и юридической службам, как к второстепенным по значимости структурам – нахлебникам, которые «съедают» деньги, заработанные другими службами. А ведь на сегодняшний день нормальное существование организации без них попросту невозможно – и успех крупной компании, и повышение эффективности малого бизнеса напрямую от них зависит. Задачи юридической службы – это организация работы и документооборота компании в правовом поле, чтобы предприятие могло нормально функционировать и быть максимально защищённым от фискальных органов и проблем в бизнесе.

А силы мне всегда давала семья, за которую я всю жизнь несла ответственность. С мужем я развелась ещё на севере, и обеспечивать комфортную жизнь семьи могла только я – с одной стороны, печально, что не было возможности расслабиться, почувствовать себя женщиной «за каменной стеной», с другой стороны – у меня была любимая работа и интересная жизнь.

Вопрос 6. Что бы Вы посоветовали самой себе в начале карьерного пути?

Людмила: Совет я бы себе дала такой – больше слушать, что говорят другие. Всегда надо уметь слушать вторую сторону. Говорят, что в споре рождается истина – я не согласна. Истина никогда не рождается в споре, потому что один из спорящих говорит, а второй в это время ждёт возможности сказать о том, что его волнует, и никто никого не слышит, что исключает возможность достижения компромисса. На самом деле, истина рождается в общении, в диалоге, и надо чётко понимать, когда стоит внимательно слушать собеседника, а когда – говорить самому. Юрист непременно должен это уметь.

Вопрос 7.  Вы могли бы заниматься чем-то ещё? Чем именно?

Людмила: Мне всегда нравилась медицина, я до сих пор люблю читать литературу на эту тему. Особенно меня интересует нетрадиционная медицина. Я сама себя лечу, и коллеги мои на предыдущей работе зачастую ко мне за советом приходили. Так что не стань я юристом, пошла бы в медицинский. Но если бы мне пришлось выбирать свой жизненный путь, я бы оставила его в том же варианте, какой есть. Я считаю, что мне очень повезло в жизни и мне есть, чем гордиться.

 

Беседовала Ольга Ладыгина

5 (3)
Ещё статьи и услуги по теме