Как стать предпринимателем

Как стать предпринимателем. Ответы от владельца языковой школы «NATIVE SPEAKERS CLUB»

Anna-Stogova

В офисе Клуба Носителей Языка шумно, светло и весело. Время от времени кто-то вскакивает из-за стола, быстрым шагом подходит к коллеге и начинает что-то громко и оживлённо обсуждать. Люди входят, выходят, азартно тычут пальцами в мониторы, что-то с жаром объясняя друг другу. За всей этой суетой очень любопытно наблюдать через стеклянные перегородки переговорной, где мы сидим с Аней Стоговой – идеологом и вдохновителем всего проекта. И не одного – если спуститься с пятого этажа на первый, можно с удовольствием перекусить в кофейне, которую открыла та же Анна.

Хотя при взгляде на неё и не подумаешь, что эта хрупкая, живая девушка, которую в толпе можно принять за студентку, успела создать не один весьма успешный бизнес. Горящие глаза, открытая улыбка, непосредственные жесты – стереотип «бизнес-леди» к ней не подходит никак, гораздо легче представить, как она возится со своими двумя детьми, чем как жонглирует сетью кофеен и самым большим сообществом языковых педагогов-экспатов в России. Однако когда речь заходит о деле, увлечённость Анны оказывается настолько заразительной, а компетентность – несомненной, что хочется немедленно войти в её команду. Появляется ощущение, что в этой жизни можно сделать гораздо больше, чем мы привыкли думать – будь то изучение пяти языков, непринуждённое вхождение в ресторанный бизнес аккурат в кризис или создание площадки по выбору педагогов иностранного языка, не похожей ни на одну другую.

Вопрос 1.  Как Вы встретились со своей работой – сразу, по воле случая или в результате долгого поиска?

Анна: Моя работа – предприниматель, но я никогда не предполагала, что буду бизнесменом. С двенадцати лет зарабатывала деньги и перепробовала кучу разных профессий – была уборщицей, промоутером, клеила объявления, какое-то время даже работала помощницей фокусника... А потом однокурсник пригласил меня присоединиться к своей идее, и мы создали Клуб Носителей Языка.  Я всегда общалась с иностранцами, имела дело с языками, так что вошла в это дело очень органично; идея меня настолько вдохновила, что я была готова работать без денег – два года у нас не было практически никаких доходов…

Поначалу имелись только идея, мобильный телефон и сайт на narod.ru, но мы выиграли грант и попали в бизнес-инкубатор ГУВШЭ. Первый год существования клуба мы работали в их офисе, у нас были консультанты из Высшей школы экономики, которые помогали построить бизнес-модель, да и в целом оказывали серьёзную поддержку.

Сейчас у нас в клубе представлены 19 языков. Мы объединяем около 350 лицензированных профессиональных преподавателей, это самое крупное сообщество педагогов-экспатов в России на данный момент. И оно всё время разрастается – например, недавно мы добавили каталонский язык. Надеемся, что скоро появится иврит.

После того, как удалось создать языковой клуб, мне стало интересно развивать всякие идеи-проекты. Это завораживает – вот идея, она неосязаема, а потом мы её реализуем, и она воплощается в жизнь. Главное – даже не возможность заработать, а факт, что ты можешь создать что-то из ничего.

Именно так три года назад мы с друзьями решили открыть кофейню. Она стала окупаться, мы подумали – а почему бы не сделать сеть кофеен? Открыли ещё одну. И ещё одну. Сейчас открываем четвёртую. У меня азарт строителя, можно сказать, что я подсела на процесс творчества. При этом я просто реализую свои идеи, которые отвечают моим же потребностям. Например, у меня двое маленьких детей, и я поняла, что в кофейне надо сделать детскую зону – поэтому в нашей кофейне в Мытищах такая зона есть.

Мне очень помогает то, что я постоянно выигрываю различные гранты. Люди просто не знают, что выиграть грант не так уж трудно. Существует миллион организаций, которым нужно распределить определённый бюджет на развитие, и здесь достаточно просто оказаться в правильное время в правильном месте и сказать правильные вещи. Этих конкурсов и грантов – просто огромное количество. Последний раз я выиграла буквально три недели назад, участвовала в конкурсе «Предпринимательский прорыв года» в Сколково и получила грант на обучение, сейчас прохожу курс в Стартап Академии СКОЛКОВО.

Вопрос 2. Какое место в Вашей жизни занимает работа?

Анна: Как мне кажется, успеть всё невозможно. Когда поднимаешь одну область, другие неизбежно немного проседают. Не бывает, чтобы во всех областях сразу всё шло идеально. Сейчас, например, у меня приоритет – обучение, развитие бизнеса. Поэтому общение с детьми занимает меньше времени, чем мне бы хотелось. Но я знаю, что это временное явление, через полтора месяца (где-то к Новому году) этот период закончится, и я больше сконцентрируюсь на детях.

Здесь вся хитрость в том, чтобы грамотно чередовать приоритеты. И строить планы не на день и даже не на неделю, а на несколько месяцев. Когда видишь картинку в целом, понимаешь, что в одном месяце лучше сделать больше упор на работу, в другом – на семью, в третьем – пора набирать свежие впечатления и куда-нибудь съездить. Так получается держать баланс.

Мне очень нравится техника «Колесо жизненного баланса» (мне её в своё время подсказал коуч) – круг делится на равные части, каждая означает какую-то важную область жизни, и для каждой проставляются баллы. Если где-то всё настолько грустно, что это уже волнует, значит, нужно перераспределить своё время и уделить больше внимания «провисшей» области. При этом такого, чтобы всё было хорошо на 100% по всем фронтам, не бывает. И очень важно признать, что этого и не может быть, и не нужно к этому стремиться, иначе начинается психоз перфекциониста, который вообще блокирует любое движение вперёд. Важно именно держать баланс, поочерёдно наполняя каждую сферу. Поэтому я всегда слежу за тем, чтобы ни одна из областей жизни не «проваливалась» надолго.

Вопрос 3. С какой музыкой Вы бы сравнили свою работу?

Анна: Мне кажется, что у меня какое-то попурри, честно говоря. Погружаюсь в новую идею – идёт джаз, начинаю её реализовывать – начинается хард-рок, когда структура уже выстроилась – классика… Разные проекты, настроения, состояния соответствуют разным видам музыки, тут нету чего-то одного. И при этом всегда есть место импровизации, и симфония – не помеха хард-року (послушайте альбом «Deep Purple» «Концерт для группы с оркестром»).

Вопрос 4.  Если бы вы искали себе преемника, на что Вы бы обращали внимание?

Анна: Очень сложный вопрос, я ещё не нашла на него ответ. У нас был опыт, когда мы искали сотрудников, и обнаружили, что люди, которые полностью отвечают нашим ожиданиям и с которыми у нас совпадают жизненные ценности, не подходят под требования по компетенциям. Набрать же опыт «в поле» в нашем случае не получается. С другой стороны, опытный предприниматель нам тоже не подойдёт, он будет разбираться в особенностях своего бизнеса, но совсем не обязан понимать чужой.

Я бы сказала, что это должен быть человек, который в первую очередь обладает очень серьёзными компетенциями. Может быть, даже не один, а несколько. Совершенно точно нужно прекрасно разбираться в продажах и маркетинге, эти области для нас ключевые. Ещё для меня важно, чтобы человек не витал в облаках, а ясно видел перед собой цель. Он должен чётко представлять, какой результат хочет получить.

Если же говорить не о преемниках, а о ключевых сотрудниках, на которых всё держится, – это люди, умеющие структурировать бизнес-процессы. Кроме того, они видят цели и идут к ним, причём их результат можно измерить. Я не думаю, что они могут стать моими преемниками, это люди другого типа – организаторы, но в команде они незаменимы.

Если резюмировать, я вижу несколько человек – один генерит идеи, другой их структурирует, а третий – продвигает. И уже кто-то из них, изрядно поработав, вырастает в преемника. Тот, кто готов взять на себя ответственность за весь проект в целом.

Вопрос 5.  Что раздражает в Вашей работе, утомляет? Что даёт силы двигаться дальше?

Анна: Для меня это, однозначно, бумажки. Всё, что касается бухгалтерии, нагоняет на меня тоску. Я умею очень хорошо считать, и если нужно, делаю это очень быстро, но погружаться в рутину и ковыряться со всем этим мне совсем не нравится. К счастью, мой муж, с которым мы ведём все проекты вместе, берёт это на себя. По кофейням у меня есть партнёр, действующий финансист, у которого чудесно получается считать все наши модели, нам остаётся только проверить и внести уточнения.

Вопрос 6. Что бы Вы посоветовали самой себе в начале карьерного пути?

Анна: Я бы сказала: «Молодец, три шваброй лучше, тренируйся!» Мне кажется, что нужно было получить такой опыт, чтобы от самых низов понять, где, что и как работает. Ещё у меня был очень сложный момент в университетские годы, примерно на втором курсе мне показалось, что я попала вообще не по адресу. У меня висело три предмета одновременно, мне казалось, что я их не сдам, и меня отчислят. Мало того, я не понимала вообще, зачем мне эти предметы нужны, как я их буду использовать. Тогда у меня был период спада, я думала уже, не уйти ли мне из вуза, но потом как-то пришла в себя и потихоньку начала выкарабкиваться. Вот тогда, наверное, имело бы смысл себя подбодрить, сказать, что на самом деле всё правильно, и я со всем справлюсь.

Вопрос 7.  Вы могли бы заниматься чем-то ещё? Чем именно?

Анна:  Я бы в творчество ушла, однозначно. Либо стала фотографом, либо музыкантом. Я с детства занималась в хоре, была ведущей сопрано, очень это люблю и знаю, что могу. Я даже собиралась поступать в музыкальное училище, но моя учительница посоветовала мне как следует подумать, действительно ли я хочу работать в этой сфере, и я засомневалась. Однако это мог бы быть альтернативный путь моего профессионального развития, и если бы я пошла в музыку, возможно, сейчас бы концерты давала или в оркестре играла каком-нибудь.

Беседовала Ольга Ладыгина

 

 

5 (2)
Ещё статьи и услуги по теме