Как сделать карьеру художника. Ответы от автора «Сказки Старой Руси»

Пример Романа наглядно показывает, что для человека, влюблённого в творчество и занимающегося тем, что ему по душе, невозможного нет.

Как сделать карьеру успешного художника

Roman-PapsyevРоман Папсуев, известный в сети под псевдонимом Amok – художник-иллюстратор, сотрудничавший с Джорджем Мартином, Ником Перумовым, Верой Камшой, и автор нашумевшего проекта «Сказки Старой Руси». Мы сидим в «Старбаксе», и меня не оставляет ощущение, что я отрываю человека от чего-то очень важного. Буквально через несколько минут становится понятным, что действительно отрываю. От самого главного – от возможности сесть и рисовать, не думая о делах, бизнесе, договорах и интервью.

Впрочем, когда разговор заходит о том, что позволило бы творческим людям в нашей стране по максимуму реализовывать талант и им зарабатывать, это ощущение проходит. Роман взвешенно и убеждённо разъясняет, как можно было бы всё устроить, а я заворожённо слушаю. Этот вполне успешный и много лет занимающийся исключительно своим любимым делом человек искренне переживает за других, которым не так повезло, и это подкупает, заставляет задуматься. Впрочем, даже при всех несовершенствах нашей системы, пример Романа наглядно показывает, что для человека, влюблённого в творчество и занимающегося тем, что ему по душе, невозможного нет.

Вопрос 1.  Как Вы встретились со своей работой – сразу, по воле случая или в результате долгого поиска?

Роман: Я с самого детства рисовал. Как взял в руки карандаш, так и начал рисовать – сначала каляки-маляки, потом комиксами увлёкся, всякими мультиками… Когда в угол ставили, рисовал на обоях – ну, заняться было нечем, вот я карандаш и брал с собой. Помню, когда был в первом классе, мы жили на съёмной квартире, и я там обои разукрасил. Правда, меня сильно не ругали – родители всегда поддерживали, во всём. Так всю жизнь и прорисовал. Можно сказать, что я со своей работой не встречался, я просто с ней родился. В какой-то момент хобби стало превращаться в профессию.

Конечно, это произошло не сразу. Я закончил Институт Молодежи и пошёл в туристический бизнес, где и трудился без малого десять лет. Прошёл всю лесенку – сначала был менеджером по продажам, потом стал начальником отдела продаж, какое-то время даже работал финансовым директором, но понял, что всё это не моё – циферки, дебиты-кредиты… Перешёл в рекламный отдел, там и работал, пока не ушёл.

К этому моменту у меня уже было много заказов, я даже первую книгу успел опубликовать, «Правитель мёртв». Я начал делать иллюстрации для книг Веры Камши и Ника Перумова ещё пока работал в турбизнесе. Получилось всё случайно – как-то через поиск я попал на форум Ника Перумова. Там шло обсуждение оформления его коллекционного издания, «Алмазного меча». Обсуждение было бурное, слово за слово, и я нарисовал картинку, выложил её туда. После этого Перумов предложил мне оформить книжку, он тогда готовил к изданию «Череп на рукаве». Тогда же я иллюстрировал «Несравненное право» Веры Камши.

Джордж Мартин тоже вышел на меня ещё до моего ухода с работы.  Я поначалу не хотел читать «Игру престолов», потому что она была очень популярна, настоящий хайп. А я шёл против общественного мнения – ну, раз всем нравится, значит, мне наверняка не понравится, считал я, наивный. Это сейчас я знаю, что надо следить за хайпом, на пустом месте он не бывает. Вера Камша убедила меня почитать Мартина, и как-то мы с ней обсуждали, что книжки без иллюстраций проигрывают. Я загорелся и нарисовал первый портрет – Неда Старка. Потом Джейме Ланнистера. Потом Серсею Ланнистер, Тириона, и пошло. Выкладывал эти портреты у себя на сайте, и когда их было штук десять, кто-то из фанатов Мартина ему послал ссылку. Мартин мне написал тогда коротенькое письмо в стиле «молодец, good job, продолжай в том же духе»… Я ответил «спасибо большое, я ваш большой фанат, бла-бла-бла» – завязалась переписка. Я продолжал рисовать портреты, и когда их количество достигло где-то порядка пятидесяти, он начал интересоваться моей работой всерьёз, предлагать внести какие-то изменения… А потом порекомендовал меня Fantasy Flight Games, и мы работали довольно долго – они выпускали настольные игры на основе мира «Песни льда и пламени», я рисовал им карточки. Потом участвовал в создании артбука, рисовал галерею Таргариенов.

А дальше я ушёл в геймдев, это тоже получилось через сайт. У меня на форуме Лёня Сиротин написал, что объявляет конкурс на отрисовку персонажа. И дал совершенно потрясающее техническое задание, я таких замечательных ТЗ ни до, ни после не видел. Всё было описано очень подробно, и образ получался живой, яркий. Вообще-то я никогда в конкурсах не участвую, ни в каких. А тогда взял и написал Лёне, что мне было бы интересно попробовать, задал несколько вопросов по технике… Так и пошло – я нарисовал одну картинку, потом ещё одну, потом ещё и ещё... Лёня потом стал работать в Astrum Online, они делали большую игру ААА-класса. Был нужен ведущий художник, так я там и оказался. При этом у меня никакого опыта в геймдеве не было. Но там была прекрасная команда, меня взяли под крыло, терпеливо объясняли, что к чему, как понимать сленг, почему надо рисовать так, а не эдак, почему пропорции нарушены анатомические. И я довольно плавно вошёл в эту среду. Когда Astrum Online слилась с Mail.ru, я автоматически стал сотрудником Mail.ru.

А в мае этого года расстался с ними, прямо накануне выхода артбука «Сказки Старой Руси». Я вообще фаталистом стал в последнее время – у меня что ни происходит, всё к лучшему получается. Из турбизнеса уволился – обрёл относительную популярность на западе через картинки к Мартину. Бросил фриланс – попал в геймдев. Прекратил работать в геймдеве – вышли «Сказки», у которых первый тираж разлетелся меньше, чем за неделю. Посмотрим, как дальше пойдёт, если что-то будет не так – снова найду себе работу в какой-нибудь конторе. А если книжки пойдут хорошо (особенно английское издание), то я и на них вполне смогу жить.

А ведь этот артбук, можно сказать, случайно возник – я просто решил порисовать карандашом русских богатырей, а потом выложил картинки в сеть. Я никак не ожидал, что «Сказки» стрельнут, вот вообще. Успех – вещь непредсказуемая.

Вопрос 2. Какое место в Вашей жизни занимает работа?

Роман: Я, по большому счёту, работой живу. Теперь, правда, у меня есть ещё любимая жена. А раньше была только работа – меня особенно ценили за то, что я был доступен в любое время дня и ночи, рисовал буквально круглые сутки, работоспособность была колоссальная. Сейчас, конечно, жизнь построена чуть по-другому, и приоритеты я уже расставляю по своей схеме. Так что на данный момент в моей жизни есть работа, любимая жена, просмотр фильмов и сериалов, книжки, комиксы... Ещё рыбки! Здесь главное – всё разделять, чтобы одно не мешало другому, но семья всегда – в приоритете.

Есть место и для увлечений – я собирал фигурки по «Звёздным войнам», например… Я же гик, кидалт (в смысле, взрослый ребёнок). Дяденьки в сорок три года государственные дела решают, а я сказочки рисую, и мне нравится. Мне всё равно, что обо мне подумают и что скажут – главное, что мне нравится то, чем я занимаюсь.

Вопрос 3. С какой музыкой Вы бы сравнили свою работу?

Роман (смеётся): Дабстеп. Нет, я шучу, конечно. На самом деле, трудно сказать. Вот «Сказки», например, для меня – это Вардруна и саундтрек к «Викингам». Но вообще всё зависит от того, какой проект.

Вопрос 4.  Если бы вы искали себе преемника, на что Вы бы обращали внимание?

Роман: Главное, чтобы человек любил свою работу. Ну, а если по максимуму… Я бы брал человека, который бы знал тему и любил её. Смотрел, чтобы у этого человека была хорошая техника, рука поставлена, чтобы он хорошо разбирался в том, чем занимается… Совершенно неважно, знает он, например, 3D или нет. Этому можно научиться, было бы желание. Если человек готов обучаться, то всё хорошо.

Например, я сам в 3D никогда не работал. Вот сейчас появилось время, глядишь, и выучу. В принципе, это гениальное подспорье для тех же 2D художников – можно позы поставить, есть даже программки специальные, позволяющие это делать, потом остаётся только обрисовать эти позы. Но здесь нужно быть осторожным – это как костыль, к нему привыкаешь, и если он пропадёт, уже ничего не сможешь сделать. Так что лучше чрезмерно не увлекаться. Тут как с машиной – когда начинаешь водить по навигатору, по бумажной карте уже и непонятно, как ориентироваться. Не стоит забывать основы, и конечно лучше уметь рисовать с нуля.

Мне кажется, самое важное, чтобы человек горел своим делом. Всё остальное может прийти потом. Тут фишка в том, что когда дело тебе нравится, ты постоянно его изучаешь, ведь всегда есть, к чему стремиться. Если у человека есть желание, всё возможно. Я по своей жизни понял – ничего невозможного нет, главное – не лениться, оторваться от стула и пойти что-то сделать.

Вопрос 5.  Что раздражает в Вашей работе, утомляет?

Роман: Бизнес бесит. То есть, меня в моей работе раздражает то, что мне приходится заниматься делами, никак с моей работой не связанными. Я человек творческий, мне бы рисовать и т.п. К сожалению, в России нет института агентов для творческих людей. Те несколько человек, что есть, работают только с селебрити, на популярности которых можно заработать. А вот раскручивать талант – этим у нас никто не занимается. По крайней мере, я с такими людьми незнаком.

Мне, например, очень нужен человек, который взял бы на себя всю бумажную и организационную волокиту, которая отвлекает меня от моего любимого дела, от творчества. Заключение договоров, поиск партнёров, сетей распространения, юридические всякие дела… То, что нету агентов, конечно, наша беда. Я, бродя по интернету, периодически натыкаюсь на совершенно замечательных художников, которых никто не знает. Или вот по пути в Парк Горького в подземном переходе сидят художники. Там замечательные работы есть! А их продают в переходе.

По-моему, всегда надо ориентироваться на хорошие примеры – на тот же запад, где есть этот институт, и он развит. Там агенты зарабатывают деньги именно выводя в свет талантливых людей с интересными идеями, а не просто работают рыбами-прилипалами, которые тянут соки из клиента, не затрачивая при этом особых усилий. В этой области мы очень сильно отстаём от запада, к сожалению.

Вопрос 6. Что бы Вы посоветовали самому себе в начале карьерного пути?

Роман: «Иди учиться!», – я бы сказал. – «Иди учиться!» Самоучка – это здорово, но на самом деле, потеря времени. Конечно, очень здорово, когда ты сам разбираешься, вникаешь в процесс и наконец что-то понимаешь, но я считаю, что надо получить классическое образование. Постигнуть азы, базу, и с этой базой уже делать всё, что в голову взбредёт. Тогда уже можно самостоятельно дальше развиваться – находить свой стиль, дальнейшим самообучением заниматься, пробовать разные техники… Но прежде всего должна быть база.

Раньше я гордился тем, что я самоучка, сейчас понимаю – непременно надо учиться. Потому что иначе изобретаешь велосипед каждый раз, мучительно ищешь то, чему учат на первых курсах, на первых занятиях буквально. Правда, для этого нужно любить рисовать. Если нет любви к рисованию, если не хочется делать это постоянно, то и смысла никакого уходить в рисование нет.

Вопрос 7.  Вы могли бы заниматься чем-то ещё? Чем именно?

Роман: Книжки мог бы писать. У меня вышли четыре романа – «Верлойн», «Правитель мёртв», «Цейтнот» и «Чародейский источник» (последний под псевдонимом). И ещё рассказы – у ЭКСМО была серия «Фэнтези-2004» и т.д., я в этих сборниках выпустил «Серебро луны» и «Пустяковый случай». Но это всё дела давно минувших дней, я много лет ничего не пишу. Может, когда проект «Сказки Старой Руси» пойдёт развиваться, что-нибудь под него сочиню. Или удастся привлечь других авторов, для которых я буду выступать в качестве консультанта, будем в соавторстве работать. Тоже вариант.

 

Беседовала Ольга Ладыгина

 
5 (2)
Ещё статьи и услуги по теме