Рекрутинг - это процесс привлечения, поиска, отбора и найма подходящих кандидатов необходимых организации.
Все мы знаем, что именно человеческие ресурсы - это то, что может сделать компанию успешной. У вас может быть самый перспективный в мире бизнес-план, у вас может быть самая выигрышная стратегия развития, но всё это невозможно реализовать без специалистов, которые и являются основной движущей силой абсолютно любой компании. Поиск специалиста - это всегда непросто, причем здесь может идти речь о представителе топ-менеджмента или о продавце - консультанте. Каждое звено компании должно успешно работать, выполнять свои задачи на высоком уровне, чтобы все в комплексе привело компанию к успеху. И это работает для любой индустрии, будь то юридическая фирма, IT- компания, гостинично - ресторанный бизнес или производственных компаниях. В любом случае, люди имеют ключевое значение и поэтому поиск нужно осуществлять особенно тщательно. И таким поиском занимаются рекрутеры.
Специалисты по рекрутингу: их основные задачи
Часто небольшие компании обходятся без услуг профессиональных рекрутеров и поиск кандидатов на открытые вакансии осуществляется с помощью сайтов поиска работы, кто-то пользуется рекомендациями знакомых, а после этого, выбирает имеющиеся резюме из того кто есть... Но на самом деле, услуги рекрутера будут актуальными не только для компаний, которые планируют расширяться (но для них, конечно же, в первую очередь). Если вы воспользуетесь услугами рекрутингового агентства со своей собственной обширной базой по каждому типу вакансий и своей собственной схемой оперативного поиска, то нужного человека вы найдете в разы быстрее и, скорее всего, он будет более квалифицированным и подходящим, чем тот, кого вы найдете самостоятельно.
Таким образом, основная задача специалиста по рекрутингу состоит в том, чтобы максимально быстро и качественно найти нужных специалистов по тем или иным вакансиям, провести телефонные интервью, заинтересовать кандидатов вакансией, то есть фактически “продать” её, провести собеседование в компании, убедившись в том, что кандидат действительно подходит заказчику, и сделать так, чтобы кандидат успешно устроился на работу и прошел испытательный срок. На самом деле, это далеко не так просто, как кажется на первый взгляд: и те руководители, которые хотя бы раз занимались поиском нужного человека, чтобы закрыть вакансию, вне всяких сомнений, подтвердят этот тезис.
Из чего состоит рекрутмент?
Рекрутмент, как правило, включает в себя следующие этапы:
Сформулировать требования к кандидату – кто нужен, какие потребности компании будет закрывать новый сотрудник. От этой исходной точки и определяются необходимые компетенции, навыки и другие критерии поиска.
Составить описание вакансии – это как рекламное объявление (маркетинговый инструмент), который позволяет представить в выигрышном свете компанию-работодателя (HR бренд), обозначить ключевые задачи и требования, для того чтобы привлечь нужных кандидатов.
Понять где и как искать кандидатов – конечно, самый простой способ разместить вакансию на работном сайте и ждать откликов… Но для многих вакансий это не работает и нужно определить тактику поиска, конкурировать с другими работодателями на рынке труда, особенно, если спрос на таких специалистов высок. Также важно понимать какие ресурсы имеются в наличии (человеческие, денежные, crm для рекрутмента).
Скрининг резюме и профилей – разбор резюме достаточно рутинный и трудоемкий процесс, поэтому многие компании его автоматизируют или отдают на аутсорсинг. С одной стороны, чем больше откликов в «воронке подбора» тем больше выбор, однако на практике большинство откликов нерелевантные и только отнимают время на отбор подходящих резюме.
Проведение первичного отбора – ну вот, теперь у нас уже есть с кем пообщаться и здесь существует также масса способов автоматизации от чат-ботов, которые вступают в переписку или диалог… до видеоинтервью. Но, все же без рекрутера пока здесь не обойтись, так как кто-то все же должен просмотреть и оценить диалоги и видео кандидатов.
Тестирование (профессиональное, способностей, психологическое) – дополнительный метод оценки кандидатов, который позволяет получить сведения об уровне квалификации, какие способности или личные качества выражены у кандидата в большей степени. Сейчас, есть сервисы, которые еще и ранжируют кандидатов по степени соответствия (еРекрутер). Все это в совокупности позволяет принимать взвешенные решения о найме, основываясь не только на интуиции и личном опыте, но и на данных.
Собеседование с руководителем (иногда еще и с потенциальными коллегами) – кульминация всего процесса рекрутмента, так как если никто из финальных кандидатов не будет отобран, то это означает, что все предпринятые усилия были напрасны и предыдущие этапы необходимо будет повторить, чтобы представить новых кандидатов.
Проверка рекомендаций (сюда же может входить и проверка сб) – когда мы выбрали кандидата, которому готовы предложить работу, то зачастую компании хотят проверить достоверность сведений предоставленных кандидатом и рекомендации с прошлых мест работы.
Договориться с кандидатом об условиях найма – и, если все предыдущие шаги увенчались успехом, то можно договариваться с кандидатом о найме. Здесь роль рекрутера также очень важна, так как специалист по подбору выступает в роли посредника, который согласовывает прием на работу и является связующим звеном между компанией и будущим работником.
Виды рекрутмента
Рекрутинг может проводиться как онлайн, так и оффлайн. Существует множество классификаций видов рекрутинга и у каждого рекрутера как работающего в компании - работодателе, так и того, кто трудится на агентство или фрилансера, существует своя, наработанная технология поиска и отбора кандидатов. Также важно понимать специфику компании работодателя: например, поиск IT - специалистов сильно отличается от поиска "спецов" по логистике или продавцов.
Сейчас подавляющее большинство компаний активно используют онлайн рекрутмент для поиска и первичной оценки персонала на разные позиции как наиболее эффективный метод.
Появилось много сервисов автоматизации подбора персонала, которые могут искать кандидатов на разных ресурсах, анализируют профили/резюме по определенным критериям, а также направляют письма кандидатам, используя разные каналы коммуникаций.
Таким образом, рекрутинг - это возможность найти действительно лучшего специалиста на ту или иную должность. Не упустите её, берите на работу тех, кто превосходит ваши ожидания!