Эмоциональный интеллект и Карьера

Что такое эмоциональный интеллект и как он влияет на карьеру

Как влияет эмоциональный интеллект на построения успешной карьеры

Некоторым проблемам и аспектам построения успешной карьеры не уделяют внимания, несмотря на то, что они имеют большое значение. В данной статье рассматривается такое понятие как эмоциональный интеллект и его влияние на жизнь и карьеру каждого человека.

Наверняка многие люди, наблюдая за своими коллегами, задавались  вопросом, почему больших успехов в карьере добивается не всегда тот, кто обладает высоким уровнем развития интеллекта. Казалось бы, сотрудник, обладающий высоким IQ и отлично владеющий различными навыками, нужными в работе, должен стремительно продвигаться по карьерной лестнице. Однако довольно часто мы видим ситуацию, что такого работника обгоняет тот, у кого и умственные способности не такие выдающиеся, да и достижения в работе не самые блистательные. И дело тут далеко не всегда оказывается в так называемых «связях» или способностях посредственного работника к подхалимству и лизоблюдству.

Почему  же один сотрудник быстро достигает хороших результатов в своей работе, не обладая при этом выдающимися способностями, а другой, тот, кто великолепно владеет нужными для своей должности навыками, тратит все свое время на собственное профессиональное развитие и строит карьеру неоправданно долго? При всем этом нередко бывает так,  что уровень интеллектуального развития более удачливого работника заметно ниже, чем у его менее везучего коллеги. Объяснение такому явлению нам могут дать психологи.

В проблеме построения карьеры и всей профессиональной деятельности в целом очень много внимания, как правило, уделяется IQ или, говоря иначе, коэффициенту интеллекта. Принято считать, что чем толковее и образованнее сотрудник, тем более выдающихся результатов он достигнет в своей работе. А между тем для работы немалое значение имеет не только уровень умственного развития человека, но и его способность взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе, правильно общаться с партнерами, сослуживцами и клиентами компании, умение правильно выстраивать и развивать межличностные отношения в социуме.

Понимать себя и других

В начале 90-х гг. прошлого столетия появляется словосочетание «эмоциональный интеллект» или сокращенно EQ. В различных исследованиях, которые проводились с начала 40-х годов прошлого столетия, показывалось, что отличная или просто хорошая учеба, начиная со школьных лет и заканчивая университетом, далеко не всегда становится надежной основой последующих побед в жизни. Оказалось, что блестящая карьера и интересная жизнь вообще довольно часто определяются способностью общаться и правильно понимать окружающих людей.

П. Сэловей и Дж. Мейер, которые ввели в употребление словосочетание  «эмоциональный интеллект» и подробно занимались исследованиями самого понятия, утверждают, что EQ каждого индивидуума состоит из нескольких навыков.

Во-первых, это способность правильно проявлять собственные эмоции и верно интерпретировать внешние проявления чужих чувств. Еще один навык – это способность использовать эмоции в своей умственной деятельности. К полезным умениям можно отнести и правильное осмысление эмоций, то есть их верную классификацию и интерпретацию, способность предугадать и проследить эволюцию и изменение всего спектра тех или иных эмоций. Важным навыком считается и умение управлять своим и чужим эмоциональным фоном, то есть способность вызвать чувства и осуществлять за ними контроль.

Люди, чей EQ достаточно высок, могут достигнуть очень хороших результатов в жизни и карьере.

Тревис Бредберри и Джин Гривз, написавшие книгу «Эмоциональный интеллект 2.0», пришли к мнению, что работники, стремящиеся последовательно развивать свой эмоциональный интеллект, могут достичь значительных успехов в собственной профессиональной деятельности и зарабатывать больше своих коллег.

Один из авторов теории EQ Дэвид Карузо, который является профессором психологической кафедры одного из западных университетов, считает, что в современном бизнесе EQ имеет даже большее значение, чем интеллектуальный коэффициент.

Способность чувствовать и правильно «читать» эмоциональный настрой окружающих людей может значительно повлиять на достижение хороших результатов в бизнесе, считает Карузо. Теория EQ способствует выверенному строительству деловых связей и нетворкингу. Руководитель, который может правильно интерпретировать  человеческие эмоции, обладает способностью достаточно верно предсказывать, как поведут себя люди в тех или иных ситуациях. Навыки эффективного управления человеческими эмоциями помогают воздействовать на окружающих людей и тем самым существенно помогают в делах.

Эмоции и эффективное общение

Работа руководителя отражается и на его подчиненных, на настроении и в целом на плодотворности труда всех сотрудников. Когда у менеджеров, сидящих на высоких постах, спрашивали, какие качества способствуют их успеху, они обычно отвечали, что им помогает сильная мотивация, правильное видение путей развития и развитые навыки понимания эмоционального состояния других людей.

Профессор Карузо утверждает, что самым лучшим сотрудником является умный работник с высоким уровнем EQ. Люди с подобными показателями могут быть превосходными работниками и даже стать преуспевающими и эффективными лидерами компаний, способными формировать крепкие и успешные команды.

Чем общительней работник, тем продуктивней он трудится. Как утверждают психологи, люди, у которых высок уровень эмоционального коэффициента и имеется способность хорошо выстраивать связи с другими людьми, строят свою карьеру намного успешнее своих менее общительных коллег, да и в целом работают эффективнее.

В последнее время во многих крупных компаниях все большую важность приобретают вопросы общения и взаимодействия. Во многих западных кампаниях даже проводились исследования, результатами которых стало решение руководства установить для своих сотрудников запрет на работу вне офиса и коллектива. Такое решение было обосновано тем, что у людей, лишенных общения с собственными сослуживцами, производительность труда была значительно хуже, чем у тех, кто трудился непосредственно рядом со своими коллегами.

 

Ещё статьи и услуги по теме