«Бизнес-весна 2017». Впечатления и размышления

«Бизнес-весна 2017». Впечатления и размышления

Форум «Бизнес-весна 2017», организованный Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, а также общественной организацией «ОПОРА РОССИИ», прошёл 26 мая. Темой форума в этом году стала битва за таланты – деловая и выставочная программа шли под лозунгом «Глобальные города в конкуренции за бизнес-таланты». Этот вопрос, а также многие другие обсуждали около трёх тысяч предпринимателей, посетивших форум, а также представители власти и эксперты.

Своими впечатлениями и выводами по итогам мероприятия делится генеральный директор PROFAREA Юлия Оснеговская.

Юлия, как Вам «Бизнес-весна 2017»? Насколько интересным было мероприятие?

В этому году форум был очень познавательным – сессии деловой программы были посвящены новым тенденциям, новым наработкам, перспективам развития. Помимо полезных связей, ради которых в значительной степени и организовываются такие площадки, «Бизнес-весна 2017» позволила по-новому оценить изменения в деловой жизни, задуматься над их скоростью и понять, чего примерно ожидать в будущем, а значит, как эффективно действовать.

Какие сессии деловой программы были наиболее интересными лично для Вас?

Я не могу отрешиться от того, что я – HR. Поэтому всё услышанное я автоматически рассматриваю с позиции рекрутинга – какие навыки и компетенции актуальны, какие специализации востребованы на рынке? Поэтому моё мнение достаточно субъективно.

Например, меня очень заинтересовала сессия, посвящённая дизайн- мышлению. Это такой подход к созданию продуктов и услуг, когда во главе угла стоят интересы клиента, причём эти интересы определяет не фокус-группа, а сам клиент. Специалист по дизайн-мышлению фокусируется на персональных поведенческих сценариях клиента и гибко меняет свою бизнес-политику в зависимости от предпочтений и действий своего потребителя.

Дизайн-мышление предполагает не механистическое следование общепринятым схемам и моделям, а творческий подход и психологизм, ведь понимание людей требует достаточно глубокой эмпатии, умения почувствовать и понять их потребности. Кроме того, подход предполагает работу на стыке нескольких областей и очень оперативное тестирование, буквально в реальном времени и на реальных клиентах.

Это одна из наиболее актуальных в наше время тенденций, но очень мало, кто в нашей стране может похвастаться реальным опытом такой работы. По сути, тренеров или коучей, способных профессионально развивать или обучать этой теме на достойном уровне, на редкость мало. Очевидно, что данная специализация в ближайшее время будет пользоваться большим спросом и приобрести такой навык – значит, стать чрезвычайно востребованным. Маркетологи и менеджеры, которые посвятят некоторое время освоению дизайн-мышления тоже заметно повысят свои шансы на быстрый карьерный рост.

А где этому можно научиться?

С основами подхода можно ознакомиться на сайте Стэнфордского университета, а более углублённо – с профессионалом-коучем.

Генеральный директор PROFAREA Юлия Оснеговская на форуме Бизнес-весна 2017Что ещё произвело впечатление?

Лично для меня была очень интересна пленарная сессия Михаила Федоренко «ДНК бизнеса и глобальные мировые тренды». Это, по сути, был обзор самых актуальных тенденций бизнеса с анализом причин, влияющих на изменения в нашей жизни, а значит, и в области предпринимательства, которое, в свою очередь, неразрывно связано с вопросами найма.

И каковы эти тенденции?

Они напрямую связаны с развитием технологий, причём, не всегда это позитивный момент. Например, в силу того, что плотность потоков информации увеличилась за последние пять лет практически в десять раз, возникает ряд проблем. Во-первых, в них гораздо сложнее ориентироваться, а во-вторых, из-за скорости обмена информацией те же технологии стали развиваться гораздо быстрее, а значит, информация очень быстро устаревает.

Отсюда возникает определённая сложность в сфере образования (без которого никакую карьеру не сделаешь, причём это должен быть не разово полученный диплом, но постоянное повышение квалификации). Получается, что нужно каждые полгода (если не чаще) проходить новые курсы, чтобы просто оставаться в курсе того, что происходит в твоей области. Второй вариант – перестраивать всю систему образования и вместо того, чтобы давать конкретную информацию, обучать гибкости мышления и умению ориентироваться в информационном потоке.

Второй момент связан, опять же, со скоростью развития технологий. В 2018 г. ожидается первая трансплантация головы, к 2020 г. можно ожидать успешных результатов по созданию искусственного интеллекта, и т.д. На глазах из области разработок в область применения переходят смартматериалы, альтернативные источники энергии, самоуправляемые автомобили… Соответственно, очевидно, что в ближайшем времени пойдёт спрос на профессии, до недавнего времени выглядевшие фантастичными – разработчики искусственного интеллекта, нейротехнологи и т.п.

Следующий важный аспект – экология. Наши изобретения намного опережают зрелость нашего познания. В результате растёт наш экологический долг (с каждым годом день, к которому человечество израсходовало все ресурсы, произведённые Землёй за год, сдвигается – если в 1970 г. он наступил 23 декабря, то в 2016 г. – 16 августа). Именно поэтому так актуальны специалисты, занимающиеся источниками энергии, производством на основе переработанных материалов и т.п.

Если сформулировать вкратце, то основные тренды – это высокие технологии, социальная ответственность и экологическая ответственность.

При этом нельзя забывать, что в результате развития технологий меняются модели, по которым работают компании, а следом за ними – и экономические модели в целом. Кроме того, налицо тенденция в сторону автоматизации и роботизации процессов.

Получается, что там, где речь идёт о механической, простой работе, идёт сокращение рабочих мест?

Да, кассиры, продавцы, специалисты call-центров всё менее востребованы. Тем более, что бизнес всё больше уходит в интернет. Сейчас чтобы быть успешным, необходимо развивать цифровые технологии, использовать базы данных о заказчиках (которые могут дать подробнейшую информацию). Для того, кто заинтересован в развитии карьеры, вопросом первой необходимости становится повышение уровня образования. «Чёрная» работа уходит в никуда. По сравнению с прошлым веком, когда в приоритете был физический труд, на первый план вышел труд умственный или комбинация ручного труда с применением техники либо специализированных программ.

Форум Бизнес-весна 2017, деловая программаА куда пойдёт развитие дальше?

Оно идёт к независимости, ориентации на творческий подход. Для нового поколения важно понимать, чем они занимаются, видеть в этом смысл и возможность самореализации.

Если всё идёт в сторону технологического развития что делать гуманитариям? Тем более в ситуации, когда уходят старые специальности?

Действительно, многие профессии отмирают – например, есть предположение, что вскоре уже будут не нужны переводчики, эту функцию берут на себя он-лайн приложения. Но это не значит, что всем нужно срочно уходить в программисты и инженеры. Гуманитарий может обратить внимание на построение команд, командную психологию, поиск новых возможностей на стыке дисциплин, социологию, нейролингвистику.

Надо понимать, что офисный планктон уже неактуален. Очень важна психология победителя – проактивная позиция, постоянное обучение и развитие. Сейчас невозможно однажды что-то выучить, и сидеть, пожинать лавры. Постоянно нужно добирать новое, осваивать разные области, стараться выходить в пограничные области. Кроме того, на первый план выходит понятие и этика лидерства. Поэтому мы развиваем онлайн-сервисы, которые направлены на планирование и развитие карьеры, например, «Карьерный план онлайн», который позволяет посмотреть смежные сферы деятельности или новые профессии, так как в наше время особенно важно делать периодический update (перезагрузку).

Получается, что любой человек, который хочет стать успешным, должен целиться на лидерскую позицию?

Необязательно, поскольку работа в команде также открывает прекрасные перспективы. Что важно – это постоянно развиваться и искать пути своего карьерного развития, в том числе на стыке дисциплин. Скажем, из медицины можно уйти в область нейротехнологии, из традиционного маркетинга – в дизайн-мышление и т.д.

В общем и целом, возможностей сейчас открывается множество, главное, определиться со своими сильными сторонами и отточить их до уровня таланта. Ведь именно талантам и конкуренции за них был посвящён форум в этом году. А тренды и тенденции, которые там обсуждались, позволяют утверждать, что чем дальше, тем более востребованными будут специалисты, сумевшие выйти на высокий профессиональный уровень.

В целом форум этого года оказался очень интересным и насыщенным, оставил по себе яркие впечатления и новое видение дальнейшей работы.

 
 
Ещё статьи и услуги по теме